— практическая помощь семье в воспитании детей;
— организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
— вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
— активизация их педагогического самообразования и др. [1, 87]
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколь - нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [1, 89].
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей с отклонениями в развитии [24, 26].
Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
В области коррекционной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми [24,31].
Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.
Признаками такого сотрудничества являются:
— осознание цели деятельности каждым участником процесса;
— четкое разделение и кооперация труда между его участниками;
— личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
— положительные межличностные отношения [14, 32].
В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. « .Надо сделать так, чтобы школа не подменяла родителей, не отторгала их от детей, а соединяла их друг с другом, давала возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» [1, 114].
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности коррекционного педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Е.А. Аркин, выделяет основные задачи, стоящие перед дошкольным школой в работе с родителями:
1) изучение семей детей;
2) привлечение родителей к активному участию в деятельности школы;
3) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
4) просвещение родителей в области коррекционной педагогики и детской психологии [2, 43-44].
Основным противоречием, возникающим, при реализации задач сотрудничества школы и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей.
Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей.
Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три — предложены, в основном, профессионалами и два — родителями [1, 154-156].
Подробно о педагогике:
Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической
интуиции
При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирае ...
Новые информационные технологии в обучении
Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых информационных и компьютерных технологий в обучение. Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество ин ...
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...