Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии

Актуально о образовании » Формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии » Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии

Страница 2

— практическая помощь семье в воспитании детей;

— организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

— вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

— активизация их педагогического самообразования и др. [1, 87]

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколь - нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [1, 89].

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей с отклонениями в развитии [24, 26].

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

В области коррекционной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми [24,31].

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

— осознание цели деятельности каждым участником процесса;

— четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

— личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

— положительные межличностные отношения [14, 32].

В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. « .Надо сделать так, чтобы школа не подменяла родителей, не отторгала их от детей, а соединяла их друг с другом, давала возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» [1, 114].

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности коррекционного педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Е.А. Аркин, выделяет основные задачи, стоящие перед дошкольным школой в работе с родителями:

1) изучение семей детей;

2) привлечение родителей к активному участию в деятельности школы;

3) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

4) просвещение родителей в области коррекционной педагогики и детской психологии [2, 43-44].

Основным противоречием, возникающим, при реализации задач сотрудничества школы и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей.

Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей.

Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три — предложены, в основном, профессионалами и два — родителями [1, 154-156].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Отражение нормативных документов в деятельности детского сада К.Н. Вентцеля
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) – педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения. С 1919 жил в Воронеже. Препод ...

Причины возникновения невротической формы заикания
Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением тонико-клонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Артикуляторные механизмы устной ре ...

Особенности успешной социализации младшего школьника
Значительные изменения, происходящие в нашем обществе, делают актуальными исследования проблемы социализации, которая в основном изучалась в зарубежной, главным образом американской, психологии. Наиболее влиятельными в изучении социализации являются психоаналитическое направление, теория социальног ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru