Наглядность, используемая на уроках немецкого языка

Страница 2

Средства обучения, в первую очередь картинно-предметная и схематическая наглядность, увеличивают возможность для четкого управления процессом формирования иноязычных навыков и умений.

На уроке также широко применяются учебно-наглядные пособия: таблицы, сюжетные картинки, иллюстрации к учебнику, карточки для организации индивидуальной работы.

Умелое включение в учебный процесс грамзаписи, диафильма увлекает учащихся, снимает напряженность, поддерживает интерес к занятиям[22, с. 49-53].

В последнее время в методике преподавания иностранных языков получил распространение прием коллажирования. Французское слово collage означает наклеивание. Предлагается оригинальная классификация видов коллажей: коллаж типа А – простая солнечная система, в центре которого находится ключевое понятие/ядро и от него расходятся лучи саттелитной информации; тип В – слепое пятно, где в коллаже имеются незанятые места – пятна, а учащимся предстоит определить, каким именно сведениям отводится свободное место в этом коллаже; тип С – слепое ядро соответствует типу А, но только школьники определяют ядерное понятие коллажа после знакомства со всем фоном коллажа; тип Д – вспышка составляется на основе одного текста, из которого учащимся предлагается выбрать актуальную страноведческую информацию; тип Е – чередующееся ядро направлен на манипуляции саттелитной информацией в зависимости от того, какое понятие является ключевым[15, с. 5-8].

Известно, что род имен существительных немецкого языка относится к числу самых сложных для усвоения грамматических явлений. Одним из приемов, с помощью которых обучение проходит более эффективно, является маркировка категории рода. За существительными мужского рода закрепляется красный цвет, женского рода – зеленый, среднего рода – желтый[20, с. 37-42].

Одним из условий, способствующих формированию речевых грамматических автоматизмов, является использование ситуаций.

В настоящее время для моделирования учебных ситуаций широкое применение находят аудиовизуальные средства обучения (наглядные пособия, демонстрируемые в звуковом сопровождении)[29, c.25-29].

Существует внутренняя и внешняя наглядность. Внешняя основана на ощущении и восприятии, а внутренняя наглядность служит как бы переходным мостиком от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего.

Самый распространенный вид внешней наглядности – это картинки. Кроме картинок, включенных в учебные пособия, можно использовать картинки-вырезки из иллюстрированных журналов, наборы тематических открыток и т.д.

Можно в качестве наглядных пособий использовать полоски плотной бумаги или картона (линейки) с движком. С помощью этого пособия можно показать, как образуются новые слова.

В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

I

.

Языковая наглядность

II

.

Неязыковая наглядность

Первый вид наглядности включает в себя:

1. Коммуникативно-речевую наглядность, - наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.

3. Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.)

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают 1)слуховую; 2)зрительную; 3)двигательно-моторную [11, c. 90].

В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:

1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде);

2) уточнение знания языкового явления;

3) создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Таким образом, каждый вид наглядности имеет свои функции и в определенных ситуациях нельзя использовать любой вид наглядности, а следует выбирать наиболее результативный для данного случая.

Страницы: 1 2 

Подробно о педагогике:

Индивидуальный подход в процессе деятельности по развитию математических способностей
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое коли ...

Методики исследования и разработка психодиагностики коррекционной программы развития познавательных процессов школьников
Для исследования долговременной и кратковременной памяти существует достаточно разнообразных методик. Но принимая во внимание возраст испытуемых (учащиеся 1 А класса в возрасте 8 лет) наиболее подходящие из них: Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов». Одна из наиболее часто применяющихся методик, ...

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных уч­реждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе про­блемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и на­глядность имеют общую цель - выде­ление главного, существенного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru