Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога

Актуально о образовании » Профессиональная Я-концепция педагога » Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога

Самооценка профессиональных способностей званий и достижений это важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности. Самооценка выступает важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

В работах С.Ю. Головина описаны главные функции самооценки. К ним он относит:

- регуляторную, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

- защитную, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности .

В.А. Степанов в своих исследованиях выделяет следующие виды самооценки :

- прогностическая самооценка – оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним (оценка будущих достижений);

- актуальная самооценка – оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развёртывания деятельности. Основой этого вида самооценки является самоконтроль (оценка педагогом своих сегодняшних возможностей);

- ретроспективная самооценка – оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, поступков. Одной из характеристик выступает мера критичности к себе (оценка вчерашних достижений);

В работах С.А. Подосинникова выделяется рефлексивная самооценка –предполагаемая оценка себя со стороны других , а в трудах Н.П. Рапохина рассматривается социальная самооценка - это оценка педагогом самого себя, относительно своего места среди других людей: коллег, учащихся, родителей. Психологически компетентно вести себя во взаимодействии с другими людьми – это значит знать, в каких ситуациях межличностного взаимодействия у вас возникают чувство неуверенности в себе или, наоборот, чувство превосходства и другие эмоции. Для гармонически развитой, зрелой личности педагога характерна адекватная самооценка, которая, прежде всего, выражается в реализме ожиданий и благоразумии[2, 132-137 c].

Подробно о педагогике:

История единого государственного экзамена в России
О разработке единых стандартов оценки школьных знаний преподаватели, ученые и методисты начали говорить еще в конце 80-х годов прошлого века. Уже тогда стал заметным «разрыв» между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и вузами. В результате реформ конца 80-90-х годов российско ...

Оценка качества работы учителя
Существуют три основные сферы: урочная деятельность; внеурочная деятельность; персональная результативность учебно-воспитательного процесса (УВП). Оценка деятельности по всем направлениям производится по балльным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности учителя (критический, дост ...

Достижение образовательных результатов посредством использования технологий деятельностного типа
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решат ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru