Из пластических искусств дети в детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На этих занятиях им следовало предоставлять свободный выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. Игры в детском саду, считал Вентцель, тоже должны быть творческими, свободными, будучи “методом освобождения творческих сил”, они изобретаются самими детьми.
В “идеальном детском саду должен был быть совершенно свободный порядок. Правила предполагалось составлять совместными усилиями детей и воспитателей. Девизом этого детского сада было: “Минимум регламентации, максимум свободы”. Воспитательницам следовало время от времени предоставлять детей самим себе и “как бы совершенно устраняться”.
В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов.
Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка. Хотя методика воспитательной работы в этом народном детском саду основывалась на теории “свободного воспитания”, все же у работавших там воспитателей были некоторые достижения в организации и проведении прогулок-экскурсий с детьми (ближние и дальние), детского конструктивного труда с использованием бросового материала, в организации уголка природы, библиотеки и др. Ценным начинанием было и проведение с родителями бесед о здоровье и воспитании детей. Раз в неделю устраивали вечерние собрания детей, перешедших в школу; на них дети занимались рисованием, ручным трудом, пели, играли. Школьники помогали воспитательницам в организации жизни детского сада, особенно при выездах в колонию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в работе детского сада К.Н. Вентцеля были учтены рекомендации «Инструкции по ведению очага и детского сада» 1919 года: занятия носили эпизодический характер, тему выбирали сами дети, а воспитатели только создавали условия, а иногда и «совершенно устранялись». Много внимания уделялось свободной игре, детскому творчеству по свободному замыслу самих детей, что также соответствует «Инструкции по ведению очага и детского сада».
Глава II. Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века
Подробно о педагогике:
Коррекционная направленность аналитико-синтетического метода обучения письму
учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов (хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы, ...
Методы творчества, применяемые при проектировании одежды
Когда традиционных методов творческого поиска явно недостаточно для решения поставленной задачи, уместно воспользоваться эвристическими методами. Эвристика — это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Методы Эвристики — методы интенсификации творческой фантазии. Творческий процесс — чре ...
Методологический компонент обучения
Рассмотрим методологическое содержание обучения письму – овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии английского языка и выполнение письменных заданий. В латинском алфавите много букв, общих с русским алфавитом, например, А, С с, Е е, В, К, М, Р р, О о, Х х, и совсем но ...