Во второй половине XIX века заметно обостряется интерес к истории педагогики, в связи с чем появляется целый ряд исследований по данной тематике. Подобный интерес был вызван, в первую очередь тем, что для полноценного и эффективного процесса воспитания и обучения детей в школах, сами педагоги должны были знать историю педагогики, воплощая и синтезируя в своей практической каждодневной работе лучшие достижения предшественников.
На рубеже XIX-XX веков, а особенно в ходе революции 1905 года значительно обострился интерес к истории в школах, что объясняется подъемом революционных настроений в России. Эти настроения в полной мере захватили как самих учителей, так и учащихся. Повсеместно возникали организации и собрания учителей, вырабатывавших проекты реформ образования. При этом особенно остро стояли вопросы о введении всеобщего начального и среднего образования в России.
Этот период можно охарактеризовать не только как период поиска наилучших способов преподавания в школах, но и, в некоторой степени революционным периодом. Как уже было отмечено выше, проникновение революционных настроений в учительскую среду способствовало изменению преподавания в школе, в зависимости от политической ориентации каждого конкретного учителя.
Вместе с тем нельзя также забывать о значительном ужесточении политических порядков в стране в 1905-1917 годах. В полной мере это ужесточение коснулось и школьного образования. Речь здесь идет, в первую очередь, о попытках еще более жесткого контроля со стороны государства и правительства за школьным образованием (особенно в области преподавания истории, поскольку именно на ней, как правило, держится любая идеология - как государственная, так и революционная).
Итак, подробным образом рассмотрев развитие педагогической мысли и основных направлений преподавания истории в школах Росси вплоть до 1917 года, можно сделать ряд немаловажных выводов. Прежде всего, стоит отметить, что развитие русской педагогической мысли и методики преподавания, и, в первую очередь, методики преподавания истории долгое время были подчинены государственным интересам.
Изначально данное подчинение выражалось в давлении церковных установок на методику преподавания и содержание самого курса учебной дисциплины «история» в школах. В более поздний период религиозное засилье сменилось жестким государственным контролем.
Вместе с тем, с изменением политической обстановки в стране и мире, менялось отношение к истории вообще, и ее преподаванию в школе в частности. Так, по мере проникновения либеральных, а затем и революционных идей в общество, преподавание истории в школе преследовало уже иные интересы – не поддержание правопорядка и послушания, поддержания и внушения монархических идей, как это было ранее и оставалось в «государственных» школах. Теперь преподавание истории в школах стало своеобразным проводником новых идей.
Подробно о педагогике:
Особенности влияния стилей семейного воспитания на успешную социализацию
младшего школьника
семейное воспитание социализация школьник Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских ...
Запись решения
задач
логическое мышление математика школьник занков Что касается записи решения задач, то следует практиковать разные её формы. Когда дети начинают решать задачи в два действия и более, в первое время полезна постановка вопроса в письменном виде, что позволит отчетливее осознать ход решения задачи. Само ...
Современные подходы к обучению орфографической грамотности
Чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Как известно, человек может воспринимать информацию ...