В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. [10]
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. [3]
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней – 2 занятия в месяц, в старшей – по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. [10]
Экскурсия – значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т.д. В городских условиях природа отдыха связана с системой зеленых насаждений.
Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. [8]
Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.
Подробно о педагогике:
Общая характеристика речевого развития младших школьников
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у реб ...
Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по
средством коррекции их тревожности
Правила работы с тревожными детьми: 1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время. 2) не сравнивайте ребенка с окружающими. 3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию 4) способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы ...
Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных ...