Констатирующий эксперимент: уровень восприятия детьми книжной иллюстрации

Страница 2

Средний уровень (II)- у детей есть эмоциональное отношение к иллюстрации, они радуются знакомым иллюстрациям, понимают содержание иллюстрации, соотносят её с текстом. Осознают некоторые средства выразительности: рисунок (поза, движение, жест, иногда мимика); цвет, выполняющий декоративную функцию. Понимают эмоциональное состояние героев (веселый, смеется, плачет, испуган и т.д.), иногда – характер персонажа (злой волк, хитрая лиса), если они ярко переданы художником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер (палка у медведя и т.д.). Видят пространственное построение изображения на странице, перечисляют объекты и выделяют главный. Есть представления об иллюстрации, её назначение в книге. Дети могут высказать эстетическую оценку изображенного, хотя и не развернутую.

Низкий уровень (I). Нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. Дети могут соотносить только знакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов идут от перечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносят средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видят одно-два (рисунок - действие, жест, цветовую характеристику – замечают редко, на композицию не обращают внимания). Нет представления об иллюстрации, её назначении. Собственных суждений не высказывают, или высказывания носят ситуативный характер.

Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий.

Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей, оригинальности изображения. На 1-ом занятии детям предложили определить средства выразительности в работах художника-иллюстратора Ю.Васнецова. Оказалось, что из всех использованных художником средств выразительности основная масса детей отмечала лишь действие персонажа ( бежит, сидит, стоит и др.) Жест, поза, мимика чаще всего оставались незамеченными. Дети, называли их только в том случае, если они были ярко поданы. Цвет называли тогда, когда он нес декоративную, украшательскую функцию; композиционное построение раскрывали чаще всего на одной странице, понимания макета книги в целом не наблюдалось.

Результаты анализа ответов детей представлены в графике № 1.

График № 1

В результате анализа детских ответов:

низкий уровень – 8 детей ;

средний уровень – 3 ребенка;

высокий уровень – нет .

На втором занятии мы предложили детям другое задание – нарисовать сюжетную композицию на тему русской народной сказки «Колобок» в обработке А.Н.Толстого; художник Е.Рачев. Изд.1969г., М. Такое задание, на наш взгляд, предполагает использование всех знакомых детям средств выразительности, создание необычной, непохожей на другие, сюжетной композиции.

Выполнив задание дети все равно не смогли выделить главные средства выразительности и поэтому их сюжетные композиции были шаблонными, не яркими и не впечатляющими. Дети не смогли сопоставить размеры героев сказки. Например: колобок большой, заяц- маленький. Результаты анализа рисунков представлены в графике № 2.

График № 2.
Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Особенности формирования памяти вмладшем школьном возрасте
В современной отечественной возрастной психологии, практикой образования принято (по основным периодам развития детства) младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. [6, c.294] А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпев ...

Система методических коммуникативных упражнений для интенсивного обучения английскому языку в 7 классе общеобразовательной школы
Как известно содержание учебного предмета раскрывается с помощью рациональной организации языкового материала, точнее, с помощью отбора, выделения единиц и форм его организации и, помимо этого, посредством соотнесения единиц языкового материала с конкретными действиями о реализации речевого намерен ...

Педагогические условия реализации рейтингового контроля с целью повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Второй этап эксперимента – формирующий. Цель: разработать методику рейтингового контроля реализовать рейтинговый контроль на уроках по дисциплине «Черчение», с целью повышения эффективности учебного процесса. Разработанную методику мы применили на уроках в экспериментальной группе 133. Планы – конс ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru