Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Страница 2

Как видно из перечисленных целей внеклассной работы нескольких школьных предметов, расширение и углубление знаний по предмету является общей целью, существенной для внеклассной работы по всем перечисленным предметам.

Так же можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель — это формирование и развитие творческой личности учащегося. Однако среди перечисленных целей внеклассной работы четко просматривается, что в рамках некоторых из представленных школьных предметов существуют характерные только для данного предмета цели. Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым авторы относят следующие: формирование познавательного интереса к предмету; связывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемого предмета; развитие способностей учащихся; осуществление индивидуального подхода; профессиональная организация внеклассной работы по предмету; совершенствование умений и навыков использования источников информации. Однако Н. М. Верзилин [7] отмечает, что конечные цели и задачи внеклассной работы по предмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии со спецификой и возможностями предмета. В методической литературе можно встретить различные формулировки принципов внеклассной работы по ряду школьных предметов [2,3,4,5,6]. При изучении этих литературных источников удалось установить, что существуют общие принципы внеклассной работы, характерные всем школьным предметам, а так же принципы, которые характерны лишь только данной дисциплине.

При анализе литературных источников были выделены общие принципы внеклассной работы, которые характерны для всех школьных предметов - добровольности (принцип, учитывающий желание школьников принять участие во внеклассной работе), учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип, учета различия направленности интересов и черт характера учеников). Существуют принципы внеклассной работы, характерные только для определенного предмета - коммуникативной активности [6] (принцип, стимулирующий и вовлекающий учащихся в использование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию коммуникативной компетентности школьника).

Рассмотрим важные принципы внеклассной работы. Одной из самых главных задач [5] внеклассной работы является формирование у учащихся познавательного интереса к предмету. Такой интерес не может возникнуть, если работа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому А. В. Усова считает, что принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной работы. Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внеклассной работе по предмету, без какого-либо на то принуждения. Известно, что по уровням общего развития, направленности интересов и чертам характера ученики отличаются друг от друга. Игнорируя эти различия, невозможно добиться успехов во внеурочной работе. И. Я. Ланина утверждает, что принцип учета индивидуальных особенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы [4]. Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Природными предпосылками развития способн ...

Программа и методы дошкольного образования
Программы дошкольного образования разрабатываются каждым учреждением самостоятельно, что соответствует требованию ст.14 Федерального закона "Об образовании". Однако при разработке программ необходимо руководствоваться требованиями указного закона, Типового положения о дошкольном образоват ...

Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru