Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Актуально о образовании » Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе » Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Страница 1

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала.

Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей.

По классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина метод проблемного изложения относится к продуктивному типу методов, так как способствует развитию творческого мышления. Для деятельности учителя характерна постановка проблем и раскрытие доказательного пути ее решения. Деятельность ученика характеризует восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы, мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения, непроизвольное запоминание (в значительной степени). Значит ли это, что объяснительно-репродуктивные методы не следует использовать вообще? Нет, конечно. Накопление знаний о фактах, приобретение сведений информационного характера наиболее эффективно обеспечивается использованием репродуктивных методов, применение которых не связано с затратой столь значительного количества времени, как при использовании метода проблемного обучения. С другой стороны, при изучении слишком трудного для учащихся материала, объяснительно - иллюстративный метод обеспечивает более основательное усвоение материала всеми учащимися.

Таким образом, необходимо рационально сочетать объяснительно - репродуктивный и проблемный методы обучения.

Итак, одним из условий успешности обучения по Дж. Дьюи является проблематизация учебного материала, которая осуществляется путем создания проблемных ситуаций, решения проблемных заданий, то есть использование проблемного метода обучения.

Влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся

М.И. Махмутов утверждал, что в проблемном обучении "…. . сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавателя и ученика ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности"

Согласно П.П. Блонскому в проблемных ситуациях возникает мышление человека. Решение проблемы требует большой мыслительной работы. Такое значение придают проблемному обучению ученые. По их мнению, велико его значению в развитии интеллектуальных процессов, а именно мышления и воображения.

Мышление - это искание и открытие нового. Необходимость в мышлении возникает тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности.

В тех случаях, где можно обойтись уже известными способами действия, прежними знаниями новые проблемные ситуации не возникают и, поэтому мышление попросту не требуется.

Проблемная ситуация - это довольно сложное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее "что - то не так", " что - то не то". В такой проблемной ситуации и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает задача, проблема в собственном смысле слова.

Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач, задаваемых в определенных учебных системах и предполагающих определенные учебные действия. Здесь следует заметить, что понятие "задачи" часто неправомерно употреблять наряду с понятием "проблемность".

Необходимо различать эти два понятия: проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что - то

непонятное, то есть возникает ситуация, когда проблема требует от человека усилий, действий, сначала мыслительных, а затем, возможно и практических. В тот момент, когда в деятельности человека "включается" мышление, проблемная система перерастает в задачу. Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Самоанализ урока музыки
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки!" Урок дан по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвяз ...

Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе
Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возрас ...

Активные формы и методы обучения
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru