Подводящий к теме диалог (см. Таблица 1) представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
Анализ |
Учитель |
Ученики | |
Постановка проблемы |
Подводящий к теме диалог. |
-Посмотрите на два столбика слов на доске |
На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? |
В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | ||
-В чем различие? |
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. | ||
Тема |
-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
Сообщение темы с мотивирующим приемом (см. Таблица 1).
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием "яркое пятно"), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием "актуальность"). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: Урок русского языка по теме "Дательный падеж"
Анализ |
Учитель |
Ученики | |
Постановка Проблемы |
"Яркое пятно" в форме шуточного стихотворения |
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так: Такой падеж как … Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | |
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? |
-О дательном | ||
Тема |
-Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) |
-Дательный падеж |
Методы поиска решения учебной проблемы (см. Таблица 1).
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.
При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез | |
Устной |
практической | ||
Общее побуждение |
-Какие есть гипотезы? |
-Согласны с этой гипотезой? Почему? |
-Как можно проверить эту гипотезу? |
Подробно о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и
особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...
Психологические основы дошкольного образования
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, ...
Исследование исходного уровня сформированности умений
письменной речи учащихся
Экспериментальное обучение осуществлялось в 7 "АШ" и 8 "АШ" классах, на основе предлагаемых в УМК материалов, а также системы упражнений в рамках коммуникативного метода, подобранной нами с целью развития умений письменной речи учащихся. Исследовательская работа представляет соб ...