Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Актуально о образовании » Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе » Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Страница 9

Зная внутренние условия мышления, и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, педагог может активизировать мыслительную деятельность школьника, управлять ею.

Основными условиями использования проблемных ситуаций со стороны учащихся являются:

· уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: "это я уже умею и знаю", "этого я еще совсем не знаю, надо узнать", "это я уже немного знаю, но надо еще разобраться";

· умение задавать вопросы;

· умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

· активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.

Условиями использования проблемных ситуаций о стороны учителя является:

1)Умение учить умному незнанию – это значит формировать у учащихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Не зная, чего он не знает, ребенок не знает, чего ему следует узнать. И не пробует узнавать. Поэтому сама система обучения, не направленная на развитие детской самооценки, ограничивает свободный поиск, самостоятельную познавательную активность детей. Вот почему умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения не менее важно, чем умение быстро и правильно считать и грамотно писать. Из этого следует, что ребенок, не умеющий оценить свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств, и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя.

Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть. Вместо дошкольника "Я не могу эту задачу решить", может родиться учебное: "Я решу эту задачу, если…". Здесь мне отлично помогают задания с недостающими данными[3].

Например, первоклассники только что открыли главный принцип русской графики: на письме мягкость или твердость согласного звука обозначает не согласная буква, а следующая за ней гласная. Для осознания этого закона классу предлагаются три однотипные логические задачи. На доске записаны звуко-буквенные схемы слов. Знаками вопросов обозначены согласные звуки. Надо определить, это мягкие согласные или твердые (схема см. Приложения).

Решая эти задачи, дети формулируют правило русской графики: гласная указывает на твердость или мягкость предыдущего согласного, или по гласной следующей за согласным можно определить его мягкость или твердость. Но все ли ученики понимают это правило? И здесь можно дать "недоопределенную" задачу, которая строится на двух принципах:

недоопределенная задача должна быть внеше похожа на только что отработанные задачи с однозначным решением;

в недоопределенной задаче на вопрос надо отвечать вопросом или утверждением: "На этот вопрос ответить невозможно!" (схема см. Приложения)

Вот из таких зародышей развивается действие оценки, формула которого: "Я знаю, что я этого не знаю".

Умение учить умному спрашиванию:

Мало того, чтобы дети умели фиксировать границу своего знания и незнания, целью является не отказ от действия в ситуации недоопределенности, а смелый выход за пределы своих знаний и поиск неизвестного. "Я знаю, что я этого не знаю. Известным мне способом новая задача не решается" – такова формула первого этапа формирования учебного действия. "Я этого не знаю, но могу узнать, если спрошу у учителя" – такова формула второго этапа формирования учебной самооценки. Для этого использую недоопределенные задачи иного типа.

Например: из данных слов составлено предложение. Угадайте какое?: волк, заяц, трусливый, сердитый, бежать, за. Сначала учащиеся просто пытаются отгадывать, но постепенно учатся задавать вопросы: "Существительное "волк", является подлежащим в предложении?" и т.д.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Подробно о педагогике:

Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования
Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству – это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых ...

Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению и функци ...

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru