Умение учить строить гипотезы (о том, как решать сегодняшнюю задачу) - здесь важно для учителя умение слушать ребят и принимать различные гипотезы, предлагаемые детьми.
Чтобы поднять в ранге поисковые, творческие, а не только репродуктивные усилия ребенка, можно найти письменную и социально значимую форму фиксации творческих находок детей во время общеклассных дискуссий и работы в малых группах. Одна из наиболее доступных форм – мгновенная запись на доске интересного мнения. Этот способ замечательно работает, когда только учителем замеченная догадка ребенка поможет классу найти решение буквально к концу урока.
Нередко ребенок высказывает догадку, опережая класс на несколько дней, недель или месяцев. Чтобы поддержать это сверхценное событие, нужна особая фиксация детских догадок. Это можно сделать на листе ватмана. На листе записывается гипотеза и фамилия ее автора.
Сознание собственного авторства через его социальное признание – вот та культурная оценочная форма, которая органична для творчества, особенно на его начальных этапах.
Опыт работы некоторых педагогов начальной школы показывает, что имеется свыше 20 классификаций проблемных ситуаций (см. Приложение А) - выделяются наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Проблемная ситуация, действительно считается возникшей, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: "с удивлением" и "с затруднением".
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Предлагаются следующие варианты:
Заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно "выпрыгивает" из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Применяется третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, надо выводить учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог ("экскаватор"). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог ("локомотив").
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий |
Подводящий | |
Структура |
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика |
система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли |
Признаки |
– мысль ученика делает скачок к неизвестному – переживание учеником чувства риска – возможны неожиданные ответы учеников – прекращается с появлением нужной мысли ученика |
– пошаговое, жесткое ведение мысли ученика – переживание учеником удивления от открытия в конце диалога – почти не возможны неожиданные ответы учеников – не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Результат |
развитие творческих способностей |
развитие логического мышления |
Подробно о педагогике:
Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...
Философские и психологические
основы педагогики Гербарта
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вс ...
Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...