Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе

Актуально о образовании » Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации образования нашего государства. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Поэтому и цели современной школы состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для развития их способностей, в том числе и творческих, самовыражения в соответствии со своими склонностями в рамках, не расходящихся с интересами общества.

Особое значение в последнее время приобретает поиск способов организации творческого усвоения знаний учениками. Одно и то же содержание может усваиваться различными путями и приводить к неодинаковым результатам. Следовательно, одним из наиболее эффективных средств включения ребёнка в процесс творчества на уроке является проблемное обучение.

Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Успешно реализуются актуальные задачи, поставленные обществом перед школой, в рамках проблемного обучения. Этот тип обучения описан в работах таких дидактов и психологов, как М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, а несколько ранее – в трудах польских учёных – В. Оконя и Ч. Кунисевича. Казахские просветители А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, общественные деятели и педагоги А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймауытов в своих трудах и практической деятельности также призывали к развитию творчества, самостоятельной мысли учащихся.

Основной целью в современной начальной школе является обучение каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания.

Цель исследования – изучить особенности проблемного обучения в начальной школе.

Задачи исследования:

1. изучить теоретические особенности проблемного обучения в начальной школе;

2. проанализировать методологические принципы использования проблемного обучения в начальной школе.

3. раскрыть особенности использования проблемного обучения в начальной школе.

Объект нашего исследования – это проблемное обучение в начальной школе.

Предмет исследования – методы организации проблемного обучения в начальной школе.

Методологическую основу работы составляют принципы развития, системности, единства сознания и деятельности, изложенные в работах ведущих педагогов и психологов.

Практическая значимость работы заключается в том, что проблемное обучение в начальной школе может быть включено в обучающий процесс на младших школьных ступенях образования с целью развития как умственной деятельности детей, так и умения самостоятельно добывать, анализировать и использовать знания, информацию в условиях быстро изменяющегося мира.

Для решения намеченных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования, такие как анализ психолого-педагогической литературы, сопоставительно-сравнительный анализ разных точек зрения по проблеме, метод обобщения и анализа передового педагогического опыта.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Подробно о педагогике:

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правил ...

Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков
Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке. При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся. В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необхо ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru