Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения
Таблица 1.
|
методы |
проблемные |
традиционные | ||
|
постановка учебной проблемы |
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
подводящий к теме диалог |
сообщение темы с мотивирующим приёмом |
сообщение темы |
|
поиска решения |
побуждающий к гипотезам диалог |
подводящий диалог от проблемы |
подводящий диалог без проблемы |
сообщение знания |
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Далее рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения:
1. Методы постановки учебной проблемы
Таблица 2.
|
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
|
1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
|
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
|
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (см. Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Пример: Урок русского языка по теме "Правила переноса слов"
|
Анализ |
Учитель |
Ученики | |
|
Постановка проблемы |
Актуализация изученного |
-Прочитайте слова на доске? |
-Соль, Анна, майка, объявил |
|
-Объясните орфограммы |
Объясняют | ||
|
-Что это? (Читает загадку о березе) |
-Это береза! | ||
|
-Напишу слово "береза" на строке (продолжает запись). |
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||
|
-Что же мне делать, ребята? |
-Надо перенести. | ||
|
-А что значит перенести? |
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||
|
-Какой знак нам нужен? |
-Знак переноса. | ||
|
Задание на новый материал. |
-Помогите мне перенести слово "береза". Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово "береза" на своем листе. | |
|
Проверка задания. |
-Посмотрим, что вы предлагаете(фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). |
Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) | |
|
Побуждение к осознанию |
-Задание было одно? |
-Да | |
|
-А выполнили его как? |
-Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) | ||
|
Побуждение к проблеме |
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? |
-Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) | |
|
Тема |
-Верно. Тема урока сегодня "Правила переноса слов" (Фиксирует тему на доске). |
Подробно о педагогике:
Сущность методического анализа
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлеж ...
Содержание работы по формированию у детей временных представлений
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличи ...
Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во
взаимоотношениях людей
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в и ...