Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения
Таблица 1.
|
методы |
проблемные |
традиционные | ||
|
постановка учебной проблемы |
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
подводящий к теме диалог |
сообщение темы с мотивирующим приёмом |
сообщение темы |
|
поиска решения |
побуждающий к гипотезам диалог |
подводящий диалог от проблемы |
подводящий диалог без проблемы |
сообщение знания |
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Далее рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения:
1. Методы постановки учебной проблемы
Таблица 2.
|
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
|
1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
|
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
|
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (см. Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Пример: Урок русского языка по теме "Правила переноса слов"
|
Анализ |
Учитель |
Ученики | |
|
Постановка проблемы |
Актуализация изученного |
-Прочитайте слова на доске? |
-Соль, Анна, майка, объявил |
|
-Объясните орфограммы |
Объясняют | ||
|
-Что это? (Читает загадку о березе) |
-Это береза! | ||
|
-Напишу слово "береза" на строке (продолжает запись). |
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||
|
-Что же мне делать, ребята? |
-Надо перенести. | ||
|
-А что значит перенести? |
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||
|
-Какой знак нам нужен? |
-Знак переноса. | ||
|
Задание на новый материал. |
-Помогите мне перенести слово "береза". Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово "береза" на своем листе. | |
|
Проверка задания. |
-Посмотрим, что вы предлагаете(фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). |
Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) | |
|
Побуждение к осознанию |
-Задание было одно? |
-Да | |
|
-А выполнили его как? |
-Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) | ||
|
Побуждение к проблеме |
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? |
-Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) | |
|
Тема |
-Верно. Тема урока сегодня "Правила переноса слов" (Фиксирует тему на доске). |
Подробно о педагогике:
Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...
Роль наставника в воспитании учеников
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нра ...
Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике
Люди постепенно осознают, что запомнить всю информацию, которая обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно. Поэтому нужно менять приоритет в образовании [13]. Знания должны уступить способам деятельности и творчества. Процессом педагогического творчества можно управлять на основе ...