Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Актуально о образовании » Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе » Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Страница 5

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обучения

Таблица 1.

методы

проблемные

традиционные

постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к гипотезам диалог

подводящий диалог от проблемы

подводящий диалог без проблемы

сообщение знания

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Далее рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения:

1. Методы постановки учебной проблемы

Таблица 2.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили?

- Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один?

А сколько мнений? Или Задание было одно?

А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (см. Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Пример: Урок русского языка по теме "Правила переноса слов"

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово "береза" на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово "береза". Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово "береза" на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете(фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза бере-за

Бе-реза берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня "Правила переноса слов"

(Фиксирует тему на доске).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подробно о педагогике:

ТРИЗ – рабочий инструмент диалектики
ТРИЗ использует законы материалистической диалектики [5] для организации творческой деятельности. Механизмы ТРИЗ позволяют инструментализировать эти глобальные законы развития в применении к частным задачам изобретательского творчества. Методологический анализ этих разработок должен способствовать ...

Характеристика процессов памяти
Рассмотрим основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре, "запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации". [8, c.334] В зависимости от спосо ...

Исторические аспекты развития проблемы семьи, воспитывающей аномального ребенка
Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам. Анализ литературных источников позволяет выделить определен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru