Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века

Актуально о образовании » Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века » Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века

Страница 1

С начала 20-х годов, как отмечается в историко-педагогической литературе того периода, важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма. В связи с этим последовало вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образование. Дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений.

Вопросы о задачах дошкольного воспитания были поставлены на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, который был созван 25 октября 1924 г. В резолюции по докладу М. М. Виленской «Положение дошкольного воспитания и очередные задачи» съезд подчеркнул, что «развитие сети детских учреждений в городе и создание их в деревне должно пойти по пути привлечения широко организованной общественной инициативы под общим руководством отделов народного образования».[14]

Было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время общественной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных работников оказывать помощь национальным республикам. В детских садах районов с населением различных национальностей съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем, чтобы вести работу на родном языке.

Работа в деревне по организации летних площадок ставилась Наркомпросом как одна из ударных задач. Специальным распоряжением включались в план работы политпросвет-учреждений вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение обязывало органы политпросвета на местах, а также работников изб-читален всячески содействовать созданию в деревне дошкольных учреждений.

Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять студентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и периферийных вузов. Дошкольный отдел проводил большую работу по их подготовке. Н. К. Крупская лично напутствовала московских студентов, призывала их быть стойкими в преодолении трудностей. Выступая на сходах, привлекая деревенскую общественность и учительство, студенты добивались открытия дошкольных летних площадок на местные средства, а иногда и преобразования их в детские сады. Они вели большую индивидуальную и групповую работу с родителями.

Многие городские дошкольные учреждения в порядке шефства тоже проводили работу в деревне.

Опыт работы в деревне в эти годы был обобщен в специальных сборниках, выходивших под редакцией М. М. Виленской.

Начавшийся процесс социалистической индустриализации страны сопровождался включением большого числа женщин в производственную и общественную жизнь. Если в первые годы Советской власти приходилось вести агитацию за то, чтобы родители отдавали детей в детские сады, то теперь в дошкольных учреждениях не хватало мест для желающих.

Развитие промышленных предприятий и введение в них трехсменных графиков работы требовали продления часов работы дошкольных учреждений. Детские сады и очаги стали переходить на 11—12-часовой рабочий день, при детских садах организовывались ночные группы. При рабочих клубах, школах ликбеза, крупных домоуправлениях стали организовываться вечерние детские комнаты, чтобы дать возможность женщинам участвовать в культурной и общественной жизни.

Большой вклад в разработку проблем содержания и методов дошкольной работы внесла дошкольная подсекция ГУСа, организовавшая из научных и практических работников опытных учреждений несколько методических комиссий, в том числе комиссию по детской книге, объединившую практических работников детских садов и молодых писателей. Результатом работы этих комиссий явилась серия методических писем. Первое методическое письмо было посвящено работе в деревне, второе, обобщавшее опыт работы дошкольных учреждений, направлено на конкретизацию содержания и методов работы в детских учреждениях. В третьем письме рассматривалась связь с пионерами как одно из действенных средств подведения ребят к революционной современности. В методическом письме о работе по природоведению, указывалось, что она должна помогать в формировании материалистического миропонимания. Знакомство с природой рекомендовалось начинать с непосредственных наблюдений за явлениями окружающего мира, с организации активной детской деятельности на участке и в уголке живой природы. Предлагалось обращать внимание детей на преобразующий труд людей в природе, намечался объем навыков и знаний, которые могли получить дети в процессе наблюдений и работы в природе. Специальное письмо было посвящено работе с новым крупным строительным материалом, в этом же письме давались указания о развитии детского творчества. Серьезная работа проводилась в комиссии по живому слову и детской книге, по анализу старой детской литературы и выработке требований к новой; отбирался новый материал для чтения и рассказывания детям и разрабатывалась методика его преподнесения. Были подобраны материалы для рассказывания и бесед о Ленине, опубликованные в методическом письме и специальных сборниках. Большое внимание уделялось вопросам музыкального воспитания.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно - нормативную ...

Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века
С начала 20-х годов, как отмечается в историко-педагогической литературе того периода, важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение эко ...

Модели построения распределенных систем непрерывного образования
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в уче ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru