Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века

Актуально о образовании » Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века » Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века

Страница 1

С начала 20-х годов, как отмечается в историко-педагогической литературе того периода, важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма. В связи с этим последовало вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образование. Дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений.

Вопросы о задачах дошкольного воспитания были поставлены на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, который был созван 25 октября 1924 г. В резолюции по докладу М. М. Виленской «Положение дошкольного воспитания и очередные задачи» съезд подчеркнул, что «развитие сети детских учреждений в городе и создание их в деревне должно пойти по пути привлечения широко организованной общественной инициативы под общим руководством отделов народного образования».[14]

Было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время общественной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных работников оказывать помощь национальным республикам. В детских садах районов с населением различных национальностей съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем, чтобы вести работу на родном языке.

Работа в деревне по организации летних площадок ставилась Наркомпросом как одна из ударных задач. Специальным распоряжением включались в план работы политпросвет-учреждений вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение обязывало органы политпросвета на местах, а также работников изб-читален всячески содействовать созданию в деревне дошкольных учреждений.

Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять студентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и периферийных вузов. Дошкольный отдел проводил большую работу по их подготовке. Н. К. Крупская лично напутствовала московских студентов, призывала их быть стойкими в преодолении трудностей. Выступая на сходах, привлекая деревенскую общественность и учительство, студенты добивались открытия дошкольных летних площадок на местные средства, а иногда и преобразования их в детские сады. Они вели большую индивидуальную и групповую работу с родителями.

Многие городские дошкольные учреждения в порядке шефства тоже проводили работу в деревне.

Опыт работы в деревне в эти годы был обобщен в специальных сборниках, выходивших под редакцией М. М. Виленской.

Начавшийся процесс социалистической индустриализации страны сопровождался включением большого числа женщин в производственную и общественную жизнь. Если в первые годы Советской власти приходилось вести агитацию за то, чтобы родители отдавали детей в детские сады, то теперь в дошкольных учреждениях не хватало мест для желающих.

Развитие промышленных предприятий и введение в них трехсменных графиков работы требовали продления часов работы дошкольных учреждений. Детские сады и очаги стали переходить на 11—12-часовой рабочий день, при детских садах организовывались ночные группы. При рабочих клубах, школах ликбеза, крупных домоуправлениях стали организовываться вечерние детские комнаты, чтобы дать возможность женщинам участвовать в культурной и общественной жизни.

Большой вклад в разработку проблем содержания и методов дошкольной работы внесла дошкольная подсекция ГУСа, организовавшая из научных и практических работников опытных учреждений несколько методических комиссий, в том числе комиссию по детской книге, объединившую практических работников детских садов и молодых писателей. Результатом работы этих комиссий явилась серия методических писем. Первое методическое письмо было посвящено работе в деревне, второе, обобщавшее опыт работы дошкольных учреждений, направлено на конкретизацию содержания и методов работы в детских учреждениях. В третьем письме рассматривалась связь с пионерами как одно из действенных средств подведения ребят к революционной современности. В методическом письме о работе по природоведению, указывалось, что она должна помогать в формировании материалистического миропонимания. Знакомство с природой рекомендовалось начинать с непосредственных наблюдений за явлениями окружающего мира, с организации активной детской деятельности на участке и в уголке живой природы. Предлагалось обращать внимание детей на преобразующий труд людей в природе, намечался объем навыков и знаний, которые могли получить дети в процессе наблюдений и работы в природе. Специальное письмо было посвящено работе с новым крупным строительным материалом, в этом же письме давались указания о развитии детского творчества. Серьезная работа проводилась в комиссии по живому слову и детской книге, по анализу старой детской литературы и выработке требований к новой; отбирался новый материал для чтения и рассказывания детям и разрабатывалась методика его преподнесения. Были подобраны материалы для рассказывания и бесед о Ленине, опубликованные в методическом письме и специальных сборниках. Большое внимание уделялось вопросам музыкального воспитания.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Анализ содержания подготовки школьников в процессе трудового обучения в образовательной области «Технология»
В системе обучения в образовательной области «Технология» трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Предмет «Трудовое обучение» переживает и попытки «закрывания», и попытки соединения его с математикой или из ...

Пути и средства формирования иноязычной письменной речи
А теперь посмотрим, какие же упражнения при обучении письму можно и нужно использовать. Большинство методистов предлагают в той или иной степени похожие группы упражнений для обучения письму и письменной речи. Н.Д. Гальскова, выделяя 2 аспекта при обучении письму: 1) работу над техникой письма (раз ...

Интенсивное обучение – определение понятия
За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иностранным языкам самого различного контингента учащихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в частности, в контексте ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru