Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Актуально о образовании » Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе » Особенности использования проблемного обучения в начальной школе

Страница 2

При неприятии субъектом проблемной ситуации в силу определенных причин, она не может перерасти в задачу. Задача позволяет приблизительно расчленить данное и неизвестное. Окончательное решение задачи означает, что неизвестное выявлено, найдено и определено в полной мере. Если бы неизвестное было определено в начальной формулировке задачи, то есть в формулировке ее исходных условий и требований, то не было бы никакой необходимости ее решать.

Еще раз подчеркнем, что для создания и решения проблемной ситуации необходимы три условия:

Познавательная потребность субъекта.

Соотношение данного и искомого.

Определение физических, интеллектуальных, операционных возможностей решения.

Другими словами, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.

Воображение тесно связано с мышлением, оно так же принадлежит к числу высших познавательных процессов. Воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности подобно мышлению. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опосредования сознания результатов этой деятельности: организованная система образов и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет в двух направлениях, ибо системы образов и понятий тесно

связаны: выбор способа действий осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически связано яркое представление того, как будет осуществлено действие. Проблемная система может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные научной проблемы известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходит механизм воображения. [18,с.336].

Есть основание сделать вывод, что воображение работает на этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика.

Намеченные воображением пути решения нередко недостаточно точны. Однако необходимость существования и действия в среде с неполной информацией привела к возникновению и развитию аппарата воображения.

Проблемное обучение предполагает широкий спектр "степеней свободы" от осознания внутренних связей в системе изучаемого предмета (в нашем случае русского языка) – до полной исследовательской работы: систематизация типов склонения имени существительного, моделирование морфемной структуры слова, построение схемы времени глагола и многое другое.

Таким образом, проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность, развивают мышление, воображение, они ставят учащегося в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных для него проблема. Не нужно устранять всех трудностей с пути ученика, лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности. Помощь и руководство со стороны педагога состоит не в устранении трудностей, а в том, чтобы готовить учащегося их период.

Характеристика метода проблемного изложения

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала.

Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей.

По классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина метод проблемного изложения относится к продуктивному типу методов, так как способствует развитию творческого мышления. Для деятельности учителя характерна постановка проблем и раскрытие доказательного пути ее решения. Деятельность ученика характеризует восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы, мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения, непроизвольное запоминание (в значительной степени). Значит ли это, что объяснительно-репродуктивные методы не следует использовать вообще? Нет, конечно. Накопление знаний о фактах, приобретение сведений информационного характера наиболее эффективно обеспечивается использованием репродуктивных методов, применение которых не связано с затратой столь значительного количества времени, как при использовании метода проблемного обучения. С другой стороны, при изучении слишком трудного для учащихся материала, объяснительно - иллюстративный метод обеспечивает более основательное усвоение материала всеми учащимися.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Тема «Железо и его соединения» в школьных программах по химии
В программе школьного курса химии на изучении темы «Железо и его соединения» отводится 5 часов; эта тема разбита на следующие подразделы: Общие понятия о положении железа в периодической системе химических элементов и строение атома. Основные методы получения железа-восстановление из оксидов железа ...

Отражение нормативных документов в деятельности детского сада К.Н. Вентцеля
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) – педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения. С 1919 жил в Воронеже. Препод ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru