Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования

Актуально о образовании » Социальное сиротство » Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования

Страница 1

Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству – это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых механизмов для решения данной проблемы — профилактики социального сиротства. Основным условием, провоцирующим социальное сиротство, является кризис семьи, характеризующийся распадом семьи, ростом числа внебрачных детей, ранним материнством. Решение этой задачи должно стать важнейшим для государства. Необходимо изменение политики всех ведомств в области подготовки к семейной жизни, обучения родителей выполнению своих функций, связанных с воспитанием детей, разъяснения вопросов ответственности родителей. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них; необходимо также предусмотреть статью об уголовном наказании родителей за пренебрежение заботой о детях.

Для повышения воспитательного потенциала системы образования в общеобразовательных школах должна быть введена программа воспитания, в которой особый акцент надо сделать на воспитание в детях будущих родителей, повышение ценности такого общественного института, как семья в сознании подрастающего поколения, начиная с раннего возраста. Нужна разработка комплексной программы подготовки молодежи к семейной жизни – это касается образования, здравоохранения в образовательных учреждениях, профилактической работы специалистов всех ведомств по месту жительства (клубы для будущих семей, клубы молодых семей); создания центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям с возможностью проживания в этих центрах.Важно появление системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. В каждом городе, районе нужно создать систему социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий, которая решала бы проблемы детей в совокупности и была бы направлена на реабилитацию ребенка и создания условий для его нормальной жизни. Также необходимо создание молодежных организаций, учитывающих традиционные нормы нравственности и духовности.

Должен использоваться рост влияния СМИ с целью введения ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих некорректные и аморальные формы поведения молодежи и создания циклов телевизионных программ, радиопередач для современных подростков с содержанием, отвечающим нормам нравственных ценностей, а также создания учебных телепрограмм для детей и подростков по предметам учебного плана.

В ноябре 2006 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России». Конференция была организована Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения с целью выработки общих подходов по решению проблемы детского сиротства. Перед собравшимися выступили министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю. Зурабов, министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Результатом конференции стали рекомендации для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации государственной политики в интересах детей, разработке и принятию законодательных актов и региональных целевых программ по профилактике социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Весьма широк спектр причин социального сиротства. В числе существенных факторов следует выделять кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Чтобы изменить ситуацию, необходим ряд профилактических мер: разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни, а также пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин, брать детей под опеку и на усыновление. Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное — изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приёмным семьям, детям-сиротам и к собственным детям.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Содержание и принципы организации педагогического процесса
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. «Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет п ...

Особенности успешной социализации младшего школьника
Значительные изменения, происходящие в нашем обществе, делают актуальными исследования проблемы социализации, которая в основном изучалась в зарубежной, главным образом американской, психологии. Наиболее влиятельными в изучении социализации являются психоаналитическое направление, теория социальног ...

Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru