Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению и функциям. На протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения: эмоционально-практическая (да 2-х лет), ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет).

В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка.

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание.

Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие сюжетно-ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки, обмениваясь ими и т.д.

В старшем возрасте главным средовом общения является речь. Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.

Подробно о педагогике:

Диагностика уровня нравственной культуры личности у учащихся 4 класса
Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы. Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания пре ...

Особенности психического развития
Возраст с (4-5 лет) - дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бу ...

Дидактическая игра на уроке математики
По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: ученики, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом. Увеличение умственной ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru