Понятие и сущность моделирования образовательной среды

Страница 2

Средовое проектирование - это моделирование среды и средообразовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов.

Моделирование образовательной среды невозможно представить себе без самого человека. А.В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек - развитие», «Человек - среда». Представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо социальное и биологическое) является самым активным и способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.

Человека можно рассматривать не только обособленно, как индивида, но и как собственно среду. Благодаря аксиоматическому подходу можно утверждать, что структура человека подобна структуре окружающей среды; они созвучны друг с другом и их структурные элементы имеют определенное взаимосоответствие.

Таблица 1

Соотношение структурных понятий «человек» и «среда»

Структурная модель системы «Человек»

Структурные элементы системы «Среда»

Анатомо-физиологическая структура

Природно-географические условия,

определяющие местонахождение того

или иного индивида

Информационная структура

Образовательная и культурная жизнь, образ жизни индивида

Энергетическая структура

Атмосфера духовной жизни

Опираясь на такое взаимодействие систем, можно утверждать, что образовательная среда составляет единение моделей «Человек» и «Среда». Я.А. Коменский более трех веков назад писал, что «все расположено по числу, мере, весу». Универсальность такой формулы для построения любого исследуемого объекта очевидна. Применительно к модели образовательной среды можно сказать, что «число» означает контингент участников взаимодействия, «мера» предполагает их оптимальное общение, а «вес» может указывать на длительность и устойчивость этой формы общения.

Для того, чтобы образовательная модель действовала, необходимо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учебном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.

Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя (не любимого советскими властями) Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский технологический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» - спросил ректора писатель. - «О чем угодно, - ответил руководитель вуза. - Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда». Комментарии излишни.

Современная образовательная среда с её многочисленными технологиями образования основана на методах проектов. Моделирование – это первая ступень в создании любого проекта и педагогического проекта в частности. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей. Для любого педагога оно является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися) деятельность.

В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования по праву считается А.С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику селекционирования», «технику наказания» в условиях пенитенциарного (исправительного) образовательного учреждения. Продуманность действий, их после довательность были направлены на формирование в человеке сильной, свободной, нравственной, духовно богатой личности.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Нравственная культура личности как педагогическая проблема
культура личность школьник воспитательный «Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность – значит воспитать человека и народ». В.Н. Тычина. 1914 г. Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. ...

Первой констатирующий эксперимент, выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе
В данном параграфе осуществляется описание хода и результатов первого констатирующего эксперимента, целью которого является определение исходной степени сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета. Экспериментальное исследование проходило в МДОУ №169 во второй младшей группе, в обслед ...

Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 201 ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru