Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. В работе мы рассмотрим возможность применения в начальных классах моделирования при изучении природоведения. Но, прежде всего, необходимо отметить актуальность проблемы применения приемов моделирования при обучении.
Сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о необходимости их совершенствования.
В настоящее время в начальных классах возможно использовать схемы, модели при формировании эвристических навыков, так как большинство образов запоминаются при схематизации и моделировании. Важно, чтобы дети принимали участие в составлении модели. В таком случае они постигают смысл предмета и легче запоминают.
Это определяет актуальность и значимость данного исследования.
Цель исследования: разработать систему методов, ориентированных на формирование природоведческих знаний на этапе изучения и первичного закрепления с использованием моделей.
Объект исследования: процесс моделирования учебной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы и принципы моделирования учебной деятельности младших школьников.
2. Рассмотреть проблему обучения деятельности младших школьников на основе эвристической модели приобщения к природе
Методы исследования: 1.Теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования. 2.Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения. 3.Экспериментальная работа в начальных классах по определению эффективных способов применения моделирования при изучении природоведения.
Методологической базой исследования стали работы: Л.А. Харитоновой, Д. Халперн, В.Г. Торосян, Л.О. Тимофеевой, А.М. Страунинг, Л.Д. Стариковой, М. Рыжакова, Е.Е. Морозовой, Л.Я. Кульбякиной, Т.Н. Зотовой, Н.А. Кудряшовой, В.И. Михеева.
Экспериментальной базой – 2 класс МОУ «Общеобразовательная школа №16» Губкинского городского округа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 наименований, двух приложений.
Подробно о педагогике:
Комплексная
коррекционная программа развития познавательных процессов посредством
дидактической игры
На основе полученных результатов на первом этапе мы отобрали и осуществляли серию дидактических игр, с целью развития и коррекции умственных способностей дошкольников. Это такие игры как «Поможем кукле», «Угадай, чего не стало?», «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», « ...
Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у
младших школьников через дидактическую игру
Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году на базе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А» класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого. Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать: все ...
История развития правового просвещения
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ...