Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. В работе мы рассмотрим возможность применения в начальных классах моделирования при изучении природоведения. Но, прежде всего, необходимо отметить актуальность проблемы применения приемов моделирования при обучении.
Сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о необходимости их совершенствования.
В настоящее время в начальных классах возможно использовать схемы, модели при формировании эвристических навыков, так как большинство образов запоминаются при схематизации и моделировании. Важно, чтобы дети принимали участие в составлении модели. В таком случае они постигают смысл предмета и легче запоминают.
Это определяет актуальность и значимость данного исследования.
Цель исследования: разработать систему методов, ориентированных на формирование природоведческих знаний на этапе изучения и первичного закрепления с использованием моделей.
Объект исследования: процесс моделирования учебной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы и принципы моделирования учебной деятельности младших школьников.
2. Рассмотреть проблему обучения деятельности младших школьников на основе эвристической модели приобщения к природе
Методы исследования: 1.Теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования. 2.Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения. 3.Экспериментальная работа в начальных классах по определению эффективных способов применения моделирования при изучении природоведения.
Методологической базой исследования стали работы: Л.А. Харитоновой, Д. Халперн, В.Г. Торосян, Л.О. Тимофеевой, А.М. Страунинг, Л.Д. Стариковой, М. Рыжакова, Е.Е. Морозовой, Л.Я. Кульбякиной, Т.Н. Зотовой, Н.А. Кудряшовой, В.И. Михеева.
Экспериментальной базой – 2 класс МОУ «Общеобразовательная школа №16» Губкинского городского округа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 наименований, двух приложений.
Подробно о педагогике:
Ценности воспитания и образования
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. В определении цели воспитания главенствующую р ...
Психолого-педагогические особенности работы с одаренными
детьми
Все одаренные дети нуждаются в знаниях, ярко выраженный интерес к определенной области знаний. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время. Одаренные дети свободно и быстро овладевают со ...
Игровой метод обучения русскому языку
Игра – древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. Игра всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит средством для создания коммуникативной компетенции. Разные исследователи дают разные опреде ...