Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 1

Кроме работы по выбранной программе обучения на уроках природоведения экспериментатор говорит о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании, значимости природных материалов в жизни человека, учит бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. Во внеклассной работе проводятся утренники на экологические темы «Земля - наш родной дом», литературно-экологические встречи, где дети читают свои стихи и стихи любимых поэтов о природе, готовят газеты, устные журналы. Стало традицией осенью ходить на «экологическую» тропу. На остановках дети читают стихи о природе, отгадывают загадки, поют песни, проводят конкурсы «Знакомых незнакомцев».

В ходе эксперимента замечено, что дети с удовольствием работают как на уроках природоведения, так и на факультативных занятиях. Это их любимый предмет, как выяснилось после анкетирования.

Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущей силой процесса понимания. В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость обоснованной и правильной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов. Психологическая и педагогическая науки считают доказанным, что с помощью обучения у человека развивается способность к критическому мышлению. Но тут же следует добавить, что обучение должно быть ориентировано на учащихся, должно быть развивающим, вырабатывать у них навыки критического мышления. Опираясь на вышесказанное, работа была организована следующим образом: специально выбрали тексты, которые по содержанию могли провоцировать интерес детей; соблюдали принципы педагогики сотрудничества, т.е. отношения были построены на взаимопонимании между педагогами и детьми. Как указывает Ш.А. Амонашвили, « .в обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика - его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач» [12, 64].

В отличие от известной методики (последовательность вопросов такова: что знаете? Что хотите узнать? После чтения текста что узнали?), ставились вопросы относительно того, что хочет еще знать ребенок после того, как он ознакомился с текстом. И эта модификация не случайная. Подразумевается, что у ребенка уже есть познавательный интерес к данному явлению, и этот интерес стимулируется и углубляется, делая его личностно-значимым. Учащиеся III класса на уроке экологии спрашивали: почему плачет цветок? Почему на земле много вольт? Почему земля сырая, когда ее роют? Почему морская вода соленая? Как видим, вопросы детей носят исследовательский, познавательный характер. Учащиеся ищут причинные связи.

В данном случае мышление и творческое воображение детей протекают на фоне такого типа общения, которое характеризуют как учебное сотрудничество. Вопросы детей имеют эмоциональную окраску, выявляет бережное отношение и любовь детей к природе. При традиционной методике педагог объясняет учебный материал, дети его осваивают, и после происходит воспроизведение ранее изученного. То же самое происходит и при самостоятельном чтении. При такой методике невозможно научиться мыслить критически. «Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому» [1,46]. Выработать и фиксировать у себя подобную установку так же важно, как развить навыки такого мышления. «Навыки бесполезны, если они не находят применения. Установку на критическое мышление нужно прививать и ценить» [11, 55]. При установке на критическое мышление Д. Халперн считает необходимым готовность планировать свои действия, проявлять гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознавать их, искать компромиссные решения. Невозможно стать критически мыслящим человеком, не выработав у себя подобную установку. Исходя из концепции Д. Узнадзе, установка не только может быть осмыслена как фактор критического мышления, но занимает центральное место в общепсихологической и педагогической концепции замечательного грузинского психолога. Д. Узнадзе сформулировал научное понятие установки и ее влияние на «процессы восприятия, мышления и оценки социальных ценностей»[3,С.7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Нравственная культура личности как педагогическая проблема
культура личность школьник воспитательный «Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность – значит воспитать человека и народ». В.Н. Тычина. 1914 г. Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. ...

Экологические аспекты, связанные с изучением темы: « Железо и его соединения»
Железо присутствует в организмах всех растений и животных как микроэлемент, то есть в очень малых количествах (в среднем около 0,02%). Однако железобактерии, использующие энергию окисления железа (II) в железо (III) для хемосинтеза, могут накапливать в своих клетках до 17-20% железа. Основная биоло ...

Нормативно-правовое регулирование проведения единого государственного экзамена
Основными нормативными документами, регулирующими проведение ЕГЭ, являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и приказ Минобрнауки N 57 от 24 февраля 2009 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 9 марта 2010 г. N 170, от 17 марта 2011 г. N 1370) «Об утверждени ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru