Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 1

Кроме работы по выбранной программе обучения на уроках природоведения экспериментатор говорит о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании, значимости природных материалов в жизни человека, учит бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. Во внеклассной работе проводятся утренники на экологические темы «Земля - наш родной дом», литературно-экологические встречи, где дети читают свои стихи и стихи любимых поэтов о природе, готовят газеты, устные журналы. Стало традицией осенью ходить на «экологическую» тропу. На остановках дети читают стихи о природе, отгадывают загадки, поют песни, проводят конкурсы «Знакомых незнакомцев».

В ходе эксперимента замечено, что дети с удовольствием работают как на уроках природоведения, так и на факультативных занятиях. Это их любимый предмет, как выяснилось после анкетирования.

Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущей силой процесса понимания. В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость обоснованной и правильной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов. Психологическая и педагогическая науки считают доказанным, что с помощью обучения у человека развивается способность к критическому мышлению. Но тут же следует добавить, что обучение должно быть ориентировано на учащихся, должно быть развивающим, вырабатывать у них навыки критического мышления. Опираясь на вышесказанное, работа была организована следующим образом: специально выбрали тексты, которые по содержанию могли провоцировать интерес детей; соблюдали принципы педагогики сотрудничества, т.е. отношения были построены на взаимопонимании между педагогами и детьми. Как указывает Ш.А. Амонашвили, « .в обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика - его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач» [12, 64].

В отличие от известной методики (последовательность вопросов такова: что знаете? Что хотите узнать? После чтения текста что узнали?), ставились вопросы относительно того, что хочет еще знать ребенок после того, как он ознакомился с текстом. И эта модификация не случайная. Подразумевается, что у ребенка уже есть познавательный интерес к данному явлению, и этот интерес стимулируется и углубляется, делая его личностно-значимым. Учащиеся III класса на уроке экологии спрашивали: почему плачет цветок? Почему на земле много вольт? Почему земля сырая, когда ее роют? Почему морская вода соленая? Как видим, вопросы детей носят исследовательский, познавательный характер. Учащиеся ищут причинные связи.

В данном случае мышление и творческое воображение детей протекают на фоне такого типа общения, которое характеризуют как учебное сотрудничество. Вопросы детей имеют эмоциональную окраску, выявляет бережное отношение и любовь детей к природе. При традиционной методике педагог объясняет учебный материал, дети его осваивают, и после происходит воспроизведение ранее изученного. То же самое происходит и при самостоятельном чтении. При такой методике невозможно научиться мыслить критически. «Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому» [1,46]. Выработать и фиксировать у себя подобную установку так же важно, как развить навыки такого мышления. «Навыки бесполезны, если они не находят применения. Установку на критическое мышление нужно прививать и ценить» [11, 55]. При установке на критическое мышление Д. Халперн считает необходимым готовность планировать свои действия, проявлять гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознавать их, искать компромиссные решения. Невозможно стать критически мыслящим человеком, не выработав у себя подобную установку. Исходя из концепции Д. Узнадзе, установка не только может быть осмыслена как фактор критического мышления, но занимает центральное место в общепсихологической и педагогической концепции замечательного грузинского психолога. Д. Узнадзе сформулировал научное понятие установки и ее влияние на «процессы восприятия, мышления и оценки социальных ценностей»[3,С.7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Анализ предложений участников образовательного процесса по вопросам совершенствования подготовки и проведения ЕГЭ
Систематизируя предложения родителей, можно выделить следующие направления решения проблем качества образования. Вопрос о необходимости ЕГЭ еще остается дискуссионным: «необходимо вернуться к классической системе аттестации»; часть родителей, не выступая принципиально против ЕГЭ, предлагает внести ...

Практические рекомендации педагогам колледжа
Самостоятельная работа очень часто вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная из которых – необходимость самостоятельно организовать свою работу. Чтобы добиться систематической внеаудиторной работы пер ...

Русские народные традиции в воспитании молодежи Волгоградской области
Рассмотрим законодательно-правовую базу волгоградского региона по молодежной политике на базе административно-правового корпуса «Паритет» Кировского района и ознакомимся с работой других молодежных центров, изучив их направления в более узкой направленности. Постановлением Администрации Волгограда ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru