Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 3

Линии природы учат добру, восприятие ее тонов способствует постижению гармонии окружающего мира, Человека и Космоса. Характерны воспоминания писательницы Е.И. Фортунатто о знаменитом И.И. Шишкине. Однажды она была застигнута грозой и шла к своей даче под проливным дождем. Увидела художника. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело.

-Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь?

-Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. И темный лес вдали!

Сам пейзажист любил повторять: «Живопись есть немая, но вместе теплая, живая беседа души с природою и Богом» [22, С. 59].

В психологической диагностике рисунка резкие, жесткие, прямые, угловатые линии читаются как выражение негатива агрессии, конфликтности. Но существует и обратная зависимость между жестами, действиями человека и его психологическим состоянием, направленностью развития. Например, улыбка может развеять грустные мысли. Аналогичная тенденция прослеживается и в детском рисунке.

Трогает детей и наводит на размышление история из жизни Ильи Ефимовича Репина. Однажды маленький Илюша тяжело заболел. Взрослые решили, что его невозможно спасти. А он, лежа в постели, вдруг попросил краски и принялся рисовать среди зимы куст шиповника. Все вспомнил: и цвет ароматных лепестков, и форму листьев, и бутоны. Забыл только, как листочки к стебельку прикрепляются. Чтобы посмотреть на зеленый куст шиповника, надо было дождаться весны. Может быть, это и спасло его? Ведь мальчик вернулся к жизни, и каким художником стал! [22, С. 59].

Рисованию по памяти предшествует наблюдение, созерцание природы, в процессе которого дети наслаждаются ее красотой, переживают радость открытий. Рисование растений и животных сближает с природой, позволяет преодолеть колоссальный отрыв от нее, который образовался вследствие чрезмерной урбанизации окружающей жизни. Получив задание воспроизвести в памяти какой-нибудь запомнившийся уголок природы, как минимум каждый четвертый ученик воспроизводил иллюстрацию со страниц школьных учебников. Перечисляя животных, которых они видели, многие ограничивались 5-6 наименованиями, а радугу в природе своими глазами наблюдал один из 10.

Вот почему в процессе изобразительного творчества так ценен этап наблюдения и рисования с натуры. «Оказывается, один одуванчик бывает выше другого почти в четыре раза, а его листья растут прямо из земли!» - такого рода реплики можно часто услышать на пленэре. И, что особо важно, в процессе рисования юные художники остро переживают хрупкость наблюдаемой красоты, привыкают дорожить каждой секундой неповторимой игры ее красок. Чуть продвинется по небу солнце, переместится тень или набежит облачко - и вот уже все изменилось, все совсем не так, как минуту назад. А осень?! Буйство красок, нарисовать которое только успевай!

Если вы думаете, что мир линий и красок открывается учащимся через учебники экологии или природоведения, то задайте им лишь один вопрос. Его как загадку учитель предлагает детям 6-9 и 10-12 лет. Представьте ствол дерева у самой земли. Какой он? «Широкий, большой», - отвечают они. А теперь мысленно переведите взгляд на самую макушку дерева. Что там? «Много тонких веточек». Уточняется: «Толстого ствола там нет?».

«Нет!» - обычно смеются ученики. «А куда он исчез?» - задается главный вопрос. Пауза. Смотрят на учителя - видят и не видят, потому что мысленно «просматривают» дерево снизу доверху. Далее начинают сыпаться предположения: «ствол кончается, и из него растут ветки», «ствол закрывают листья, поэтому его вверху не видно .» Наконец кто-нибудь один (!) скажет: «Ствол расходится на ветки, сначала на толстые, потом - тоньше и затем -самые тоненькие». Здесь уже предлагается понаблюдать, как ствол делится на ветки. Сколько удивительных открытий! Оказывается, что у начала ствола ветка толще, что форма и длина всех веток разная (а мы-то как рисовали?!), что ствол «худеет» с каждой новой веточкой и т.д. На следующих занятиях выяснится, что не только белый ствол березы отличается от остальных, коричневых по цвету, но и разные породы деревьев с коричневым стволом отличаются и линиями, и по тону. С каждым открытием природа становится все уникальнее, а картина окружающего мира все многоцветнее. И с каждым разом растет потребность видеть красивое в природе, дорожить им, передать это волшебство доступными средствами, беречь ее. Тот, кто простоял целый час на коленях перед одуванчиком, срисовывая в свой альбом, уже не затопчет его ногами, выплескивая свою агрессию, негативные эмоции. Он, скорее, вернется к цветку или к дереву, которое когда-то рисовал с натуры, чтобы «поговорить», «поделиться огорчениями», даже «посоветоваться». Именно так поступают младшие школьники, для которых природа - значимый другой. У них чрезвычайно развиты способности к анимизму, они наделяют представителей животного и растительного мира человеческими чувствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Методическая редукция учебного материала
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его у ...

Характеристика учительского и ученического состава
Петр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на русскую службу первых преподавателей: А.Д. Фарварсона, инструкторов по навигации – выпускников лондонской Королевской математической школы С. Гвина (1683–1720) и Р. Грейса (1681–1711). В 1701 в штат был принят Л.Ф. Магницкий, ведав ...

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся прежде всего механиз ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru