Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 2

Это нашло подтверждение в процессе эксперимента Абросимовой С.А. Установка формируется на основе потребности, в данном случае - познавательной и ситуации, в данном случае - специально организованной педагогической ситуации, стимулирующей поисковую активность учащихся.

Чтобы осуществить воспитание человека, необходимо принять во внимание закономерности развития его психики. «Воспитание, обучение, развитие - все это такие процессы, для понимания которых ничто не имеет такого значения, как понятие установки. Установка есть факт целостной природы, она является характеристикой субъекта как целого. Но в то же время установка означает готовность этого активного субъекта к действию» [4, 100-101].

Задача педагога - создать для учащихся установку думать, размышлять критически. Ученик должен быть настроен, расположен к тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, критически проанализировать, осмыслить новую информации. Практика доказала, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу исследовательски, пытаются выявить причинно-следственные связи, стараются узнать больше, тогда как традиционное преподавание дает определенную сумму знании, но не способствует в полной мере интеллектуальному развитию, не всегда развивает способность рассуждать.

Развитие у учащихся умений и навыков, критического мышления успешно происходит в учебном процессе при определенной установке на критическое мышление, при использовании специально разработанной методики и при условии сотрудничества между педагогами и детьми.

Со своими второклассниками Абросимова С.А. размышляет на уроке о том, что такое деревья, цветы и травы, которые нас окружают, и что они значат для человека:

- Нельзя рвать листья, ломать ветки и вообще природу надо любить, - высказывают мнение ученики.

- Но почему? - задается несколько провокационный вопрос, хотя уже заранее учитель знает, каков будет ответ.

- Потому что деревья дают человеку кислород, - мгновенно, без тени сомнения говорит бойкий и смышленый мальчуган. Другие поднятые руки тут же опускаются, потому что с ответом все согласны и только ждут одобрения.

Но такой ответ как педагог, стремящийся увлечь своих воспитанников на путь эмоционально-чувственного постижения природы, она принять не может.

Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они - фундамент формирования экологической ответственности, именно такую цель преследуют сегодня в большинстве своем все соответствующие программы. Но ответственность за природу не равна любви к ней. Задача формирования такой ответственности самодостаточна для экологического образования (хотя разведение образовательных и воспитательных целей всегда несколько условно). Сформировать экологически развитую духовную сферу - вот специфическая задача воспитания экологического. И пути к этому разнообразны: игра, мозговой штурм, разные виды творчества.

Дидактическая игра – сложное, многообразное явление. Ценность таких игр в том, что с их помощью школьники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, что очень важно для развития мышления. Так, в игре «Определи, какой овощ лежит в мешке», ребенок должен на ощупь определить, какой это овощ, назвать его вслух, а затем вынуть из мешка и показать. Игру «Ручеек» можно использовать для изучения темы «Водоемы нашего края».

Ключи к детской душе найти непросто. Один из них - поистине золотой - это изобразительное искусство. Он помогает не только творческому осмыслению ребенком природы, но дает преподавателю огромный материал для исследования состояния детской психологии, степени обученности детей и понимания ими экологических проблем. Обучая детей рисованию, получаешь возможность убедиться в том, какие огромные потенции в развитии экологической культуры ребенка несут в себе занятия живописью, рисунком, декоративным искусством, скульптурой. Картины живой природы, деревья, перенесенные на картоны, помнятся до изгибов ветвей и морщинок коры, но самое главное, что память воспроизводит их как близких, дорогих существ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания – это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юн ...

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска. Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы. Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников. Задача 2. Проан ...

Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru