Это нашло подтверждение в процессе эксперимента Абросимовой С.А. Установка формируется на основе потребности, в данном случае - познавательной и ситуации, в данном случае - специально организованной педагогической ситуации, стимулирующей поисковую активность учащихся.
Чтобы осуществить воспитание человека, необходимо принять во внимание закономерности развития его психики. «Воспитание, обучение, развитие - все это такие процессы, для понимания которых ничто не имеет такого значения, как понятие установки. Установка есть факт целостной природы, она является характеристикой субъекта как целого. Но в то же время установка означает готовность этого активного субъекта к действию» [4, 100-101].
Задача педагога - создать для учащихся установку думать, размышлять критически. Ученик должен быть настроен, расположен к тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, критически проанализировать, осмыслить новую информации. Практика доказала, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу исследовательски, пытаются выявить причинно-следственные связи, стараются узнать больше, тогда как традиционное преподавание дает определенную сумму знании, но не способствует в полной мере интеллектуальному развитию, не всегда развивает способность рассуждать.
Развитие у учащихся умений и навыков, критического мышления успешно происходит в учебном процессе при определенной установке на критическое мышление, при использовании специально разработанной методики и при условии сотрудничества между педагогами и детьми.
Со своими второклассниками Абросимова С.А. размышляет на уроке о том, что такое деревья, цветы и травы, которые нас окружают, и что они значат для человека:
- Нельзя рвать листья, ломать ветки и вообще природу надо любить, - высказывают мнение ученики.
- Но почему? - задается несколько провокационный вопрос, хотя уже заранее учитель знает, каков будет ответ.
- Потому что деревья дают человеку кислород, - мгновенно, без тени сомнения говорит бойкий и смышленый мальчуган. Другие поднятые руки тут же опускаются, потому что с ответом все согласны и только ждут одобрения.
Но такой ответ как педагог, стремящийся увлечь своих воспитанников на путь эмоционально-чувственного постижения природы, она принять не может.
Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они - фундамент формирования экологической ответственности, именно такую цель преследуют сегодня в большинстве своем все соответствующие программы. Но ответственность за природу не равна любви к ней. Задача формирования такой ответственности самодостаточна для экологического образования (хотя разведение образовательных и воспитательных целей всегда несколько условно). Сформировать экологически развитую духовную сферу - вот специфическая задача воспитания экологического. И пути к этому разнообразны: игра, мозговой штурм, разные виды творчества.
Дидактическая игра – сложное, многообразное явление. Ценность таких игр в том, что с их помощью школьники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, что очень важно для развития мышления. Так, в игре «Определи, какой овощ лежит в мешке», ребенок должен на ощупь определить, какой это овощ, назвать его вслух, а затем вынуть из мешка и показать. Игру «Ручеек» можно использовать для изучения темы «Водоемы нашего края».
Ключи к детской душе найти непросто. Один из них - поистине золотой - это изобразительное искусство. Он помогает не только творческому осмыслению ребенком природы, но дает преподавателю огромный материал для исследования состояния детской психологии, степени обученности детей и понимания ими экологических проблем. Обучая детей рисованию, получаешь возможность убедиться в том, какие огромные потенции в развитии экологической культуры ребенка несут в себе занятия живописью, рисунком, декоративным искусством, скульптурой. Картины живой природы, деревья, перенесенные на картоны, помнятся до изгибов ветвей и морщинок коры, но самое главное, что память воспроизводит их как близких, дорогих существ.
Подробно о педагогике:
Особенности психического развития
Возраст с (4-5 лет) - дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бу ...
Трудности у одаренных детей
Объективные трудности - нет средств, программ и специалистов. Субъективные трудности - ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Для него характерен высокий интеллект и креативность (творчество). Он живет неординарно. Одаренные дети в своем развитии подвержены ...
Анализ опыта работы БОУ "СОШ №162"
Исследование проводилось в марте 2013 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 4 класса (22 человека) по диагностике "Что любит мишка?". Цель анкетирования: установить ...