Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 2

Это нашло подтверждение в процессе эксперимента Абросимовой С.А. Установка формируется на основе потребности, в данном случае - познавательной и ситуации, в данном случае - специально организованной педагогической ситуации, стимулирующей поисковую активность учащихся.

Чтобы осуществить воспитание человека, необходимо принять во внимание закономерности развития его психики. «Воспитание, обучение, развитие - все это такие процессы, для понимания которых ничто не имеет такого значения, как понятие установки. Установка есть факт целостной природы, она является характеристикой субъекта как целого. Но в то же время установка означает готовность этого активного субъекта к действию» [4, 100-101].

Задача педагога - создать для учащихся установку думать, размышлять критически. Ученик должен быть настроен, расположен к тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, критически проанализировать, осмыслить новую информации. Практика доказала, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу исследовательски, пытаются выявить причинно-следственные связи, стараются узнать больше, тогда как традиционное преподавание дает определенную сумму знании, но не способствует в полной мере интеллектуальному развитию, не всегда развивает способность рассуждать.

Развитие у учащихся умений и навыков, критического мышления успешно происходит в учебном процессе при определенной установке на критическое мышление, при использовании специально разработанной методики и при условии сотрудничества между педагогами и детьми.

Со своими второклассниками Абросимова С.А. размышляет на уроке о том, что такое деревья, цветы и травы, которые нас окружают, и что они значат для человека:

- Нельзя рвать листья, ломать ветки и вообще природу надо любить, - высказывают мнение ученики.

- Но почему? - задается несколько провокационный вопрос, хотя уже заранее учитель знает, каков будет ответ.

- Потому что деревья дают человеку кислород, - мгновенно, без тени сомнения говорит бойкий и смышленый мальчуган. Другие поднятые руки тут же опускаются, потому что с ответом все согласны и только ждут одобрения.

Но такой ответ как педагог, стремящийся увлечь своих воспитанников на путь эмоционально-чувственного постижения природы, она принять не может.

Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они - фундамент формирования экологической ответственности, именно такую цель преследуют сегодня в большинстве своем все соответствующие программы. Но ответственность за природу не равна любви к ней. Задача формирования такой ответственности самодостаточна для экологического образования (хотя разведение образовательных и воспитательных целей всегда несколько условно). Сформировать экологически развитую духовную сферу - вот специфическая задача воспитания экологического. И пути к этому разнообразны: игра, мозговой штурм, разные виды творчества.

Дидактическая игра – сложное, многообразное явление. Ценность таких игр в том, что с их помощью школьники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, что очень важно для развития мышления. Так, в игре «Определи, какой овощ лежит в мешке», ребенок должен на ощупь определить, какой это овощ, назвать его вслух, а затем вынуть из мешка и показать. Игру «Ручеек» можно использовать для изучения темы «Водоемы нашего края».

Ключи к детской душе найти непросто. Один из них - поистине золотой - это изобразительное искусство. Он помогает не только творческому осмыслению ребенком природы, но дает преподавателю огромный материал для исследования состояния детской психологии, степени обученности детей и понимания ими экологических проблем. Обучая детей рисованию, получаешь возможность убедиться в том, какие огромные потенции в развитии экологической культуры ребенка несут в себе занятия живописью, рисунком, декоративным искусством, скульптурой. Картины живой природы, деревья, перенесенные на картоны, помнятся до изгибов ветвей и морщинок коры, но самое главное, что память воспроизводит их как близких, дорогих существ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Педагогический аспект формируется в конце ХVIII – начале ХIХ в
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Он обосновал принципы работы с «тупоумными»: - посильность в обучении; - использование дидактических материалов; - сочетание умственного и физи ...

Дидактические и методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...

Технология группового обучения
Истоки технологии группового обучения уходят в 20-е гг. XX в. Создателем его считают Александра Григорьевича Ривина. Инженер по образованию, он принимал активное участие в движении по ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся (в парах сменного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru