Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 5

Характерен следующий эпизод. Ребятам, отдыхающим в летнем лагере, в качестве исследования эффективности экологического образования, было предложено нарисовать город Экоград, изобразив его экологическое благополучие, насколько хватит фантазии. Рисунки действительно получились оригинальными. Но в большинстве из них дети не нашли места самим себе, Человеку. Юные художники почти единодушно высказали мысль о том, что с человеком Экоград просто невозможен, что он приносит только вред. - «И вы тоже?» В ответ следовали сомнения, размышления. Как правило, они окрашены недетским пессимизмом, отсутствием представлений о том, что же конкретно может сделать он сам, растущий человек, для улучшения экологической ситуации, каким должен стать гражданин Экограда.

В ответ на предложение придумать и нарисовать какой-нибудь экологический знак по аналогии со знаками дорожного движения, который подсказывает, как правильно вести себя, например, в лесу, дети все (не большинство, а все!) знаки рисуют с диагональной красной чертой или крестом. Почему? Ведь они бывают разные: запрещающие, разрешающие, предупреждающие. Почему рисуют только запреты? Не потому ли, что запреты преобладают в тех правилах, которые предлагают им взрослые? Не потому ли, что не знают, какие позитивные действия необходимы в наиболее распространенных ситуациях? Не потому ли, что не имеют положительных образцов?

Изобразительная деятельность помогает преодолеть эффект привыкания и наполнять личный опыт младшего школьника положительными образами, позитивными образцами поведения. «Праздник моей планеты», «Мы рисуем счастливый мир», «Цветущая Земля», «Город радости», «Веселый день» - эти и подобные темы формируют в сознании своего рода идеальный образ окружающего мира. Грязный, замусоренный город превращается в сказочный. Над белыми домами встает солнце. Его первые лучи касаются макушек деревьев. Прозрачное небо. Или таинственная ночь. Высокие цветы. Месяц и звезды отражаются в воде. Такая трансформация не очень привлекательных в действительности объектов городской и природной среды существенно меняет отношение к ним школьников. Утверждения типа «Мой город некрасивый и грязный» сменяются такими, как «Мой город вообще красивый, только сейчас в нем грязно» или «Мой город будет (должен быть) красивый». И наступает «прозрение»: на фоне нарисованных детьми уголков природы сказочной красоты замусоренная природная зона уже не воспринимается как норма.

Создавая картины о природе, ребенок выступает субъектом деятельности, усваивает образцы позитивных поступков, преодолевает факторы, нарушавшие гармонию с его окружением, формирует наглядный образ счастливого, экологически благополучного мира, бурно переживает все создаваемые им сюжеты: незаметно идет процесс формирования нравственно-экологической позиции личности.

Рисовать любят и умеют все дети, если, конечно, взрослые не успели убедить их в обратном. Но в данном случае речь идет не об оценках и даже не о формировании умений и навыков по изобразительному искусству, а о том, что художественное творчество - путь к экологической культуре личности.

И если бы мы составляли сейчас словесный портрет человека грядущей ноосферной цивилизации, то в нем на одно из первых мест можно было бы поставить потребность в творческом выражении своих впечатлений от взаимодействия с природой, созерцания ее красоты, сопереживания представителям животного и растительного мира. В младшем школьном возрасте одним из наиболее доступных средств выражения своих чувств и эмоций является рисование. Вот почему справедливо мнение: ноосферное поколение - это поколение людей, рисующих природу [25, С.50].

Мы умиляемся, читая детские сказки. Мы всячески поощряем их творчество. А вот анализируем результаты далеко не всегда. Тем ценнее опыт организации конкурсов экологической сказки. Так о чем же пишут сказки ученики младших классов?

О природе, о животных, о растениях: приключения муравья или медвежонка, который никак не может заснуть; истории про обидчивую ромашку и эгоистичную розу; про одуванчик, который узнал, что он полезный и очень этому обрадовался. Это добрые, мягкие сказки, порою в духе Д. Биссета - лаконичные, поэтичные и философичные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В ...

Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...

Основные показатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае
По законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В 1991 году по России году было 87.6 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru