Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 4

Эти способности важно развивать, так как, по данным исследователей, в младшем школьном возрасте происходит постепенный переход к левополушарному типу мышления, но преобладающим остается все-таки правополушарный. Это значит, что наглядность и образность, воображение и эмоции играют особо важную роль в развитии индивидуальности ребенка, что он воспринимает окружающий мир целостно, через призму чувств, творческой деятельности, игры, красок. Типовые программы начальной школы рассчитаны преимущественно на левополушарный тип мышления. Изобразительное творчество в данном случае выполнит компенсаторную функцию. Многочисленными исследованиями доказано, что затруднения в эмоционально-чувственной сфере могут привести к замедлению интеллектуального развития. С точки зрения задач экологического воспитания важно, что эмоции младших школьников мотивируют их поступки. Вот почему, развивая эмпатическую чувствительность детей, мы вновь обращаемся к средствам изобразительного искусства [25, C. 49].

«Живая природа» - тема занятия-игры в мультипликацию. Дети не просто учатся рисовать грибы и ягоды, фрукты и овощи, деревья и цветы, а сочиняют о них сказку. Муляжи помогают передать форму, цвет предметов, а оживит их - богатое воображение малышей. Создавая сюжеты, они размышляют о том, что может радовать, а что огорчать наших «героев», придумывают им лица, грустное или веселое выражение глаз, то, как они ходят и о чем говорят, чем они заняты и во что можно с ними поиграть.

Постепенно предметом детского внимания становятся птицы и звери, домашние животные. У каждого - свой характер, повадки, своя среда обитания. Сильное впечатление производят на ребят работы художников-анималистов. Как здорово передано движение лисы! Интересно, для чего она так изловчилась? Может, ловит кого-нибудь? А кого? Может, роет норку? А лиса роет норку? А, может . Это ли не стимул к познанию? Чтобы правильно нарисовать любого из представителей животного мира, надо много знать о его особенностях, а еще лучше - понаблюдать. И учиться «читать» по поведению их настроение.

Поставить себя на место другого, посмотреть на события глазами братьев наших меньших учат ребят занятия композицией. Однажды была предложена тема «Стихия огня». Несколько учащихся рисовали пожар в лесу и лес после пожара. Птица широким размахом крыльев тщетно пытается укрыть от дыма и огня свое гнездо с птенцами. «Только человек может помочь», - тихо поясняет автор . Лось, вернувшийся на пепелище. Огромный на фоне голубого неба, контрастирующего с обугленными пнями у самой земли. «Он вернулся в свой лес», - говорит школьница. «Вот .» - продолжить рассказ не получается, так как чувства к своему «герою» переполняют детское сердце. На третьем рисунке - полоса горящего леса на фоне темного неба. В полосе огня - черные стволы деревьев. «Раньше лес был зеленый, красивый», рассказывает мальчик. «А огонь разве не красивый?» «Нет. Он убивает все живое», - отвечает юный автор. Вообще дети 9-11 лет длительное время пребывают под впечатлением созданных ими работ.

Младший школьный возраст - период интенсивного накопления личного опыта. Психологами доказано, что собственная деятельность по преобразованию окружающего мира играет решающую роль в становлении личности. Известно также, что младший школьник действует преимущественно по образцу. Какие образцы и какой опыт предоставляет городскому малышу окружающая среда? Мусорные свалки, загазованные городские улицы, бездумное и жестокое отношение взрослых к природе - в подавляющем большинстве. Плюс опыт собственного бездействия. Для нашего времени характерен «эффект привыкания». Он выражается в том, что границы экологического благополучия и неблагополучия постепенно стираются, «планка снижается», и вот уже стоя на берегу крайне замусоренного пруда, взрослые оценивают экологическую обстановку в окружающей среде как отличную - здесь же «зеленая зона»(!). Урбанизация и технизация ведут к тому, что Эрих Фромм называл формированием человека-«некрофила», для которого представляет ценность лишь то, что создано самим человеком, прежде всего то, что демонстрирует эффективность техники и технологии. Второклассник заявляет: «Первые листочки очень красивы потому, что похожи на маленькие зеленые блестящие пуговки .» [22,С. 60].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru