Изучение особенностей процесса общения младших школьников

Общение носит возрастной характер. С возрастом уровень культуры общения повышается, т.к. учащиеся приобретают опыт общения в процессе межличностного взаимодействия, приобретения новой информации в процессе воспитательной работы.

Для изучения особенностей общения мы провели диагностическое исследование на базе 1 "А" и 3 "А" класса МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 г.Валуйки".

Цель – выявить уровень развития коммуникативных умений, лежащих в основе общения у школьников 1 и 3 классов.

Учащимся были даны ситуации, которые предусматривали различные формы поведения в них. Результаты определялись методом качественного анализа выборов поведения и содержания ответов (Приложение 1).

Так при ответе на вопрос "Представь, что ты принес в школу альбом с календариками, которые ты собираешь, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидев альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Что ты ему скажешь?" учащиеся 1 класса в основном отвечали "Отдай мне альбом". Учащиеся 3 класса отвечали, в основном, развернутым предложением: "Отдай, пожалуйста, альбом, я потом и тебе дам посмотреть", "Ты, наверное, хочешь посмотреть альбом? Попроси, я дам тебе сам". Это самые положительные и правильные ответы, которые прозвучали у 6 третьеклассников. Остальные школьники дали ответы, свидетельствующие о несформированности умения строить общение в рамках этических правил. Учащиеся 1 класса предлагали " .подойти и отнять", "пожаловаться учителю", "сказать, чтобы положил быстро на место", "попросить вернуть, а если сам не захочет, сказать об этом учителю". Мы не ставили целью получение количественных данных и установления процентного соотношения, задача диагностики – выявление умения общаться, поэтому, обрабатывая данные, мы констатировали наличие факта деструктивного общения, наличие затруднений и нарушение правил общения. Это наблюдалось как в 1 классе, так и у третьеклассников.

Другим методом изучения особенностей общения младших школьников мы выбрали наблюдение. В процессе уроков и перемен мы наблюдали за поведением детей в общении, построением речевых конструкций и содержанием межличностного общения. Мы отмечали, что дети первого класса общаются, преимущественно на основе общности интересов, увлечений, не придерживаясь этических норм, таких, как обращение по имени, позиция "глаза-в-глаза", четкое изложение содержания, преобладание мимики и жестов, компенсирующих недостаток словарного запаса, эмоциональность, импульсивность, прерывание общения, если потерян интерес или нет удовлетворения потребности в информации или просьбе.

Третьеклассники, в большинстве, имеют устойчивые межличностные связи и более разнообразные контакты. Их общение носит социальный характер, основан на выполнении поручений, совместной деятельности, деловых контактах, однако, и среди школьников 3 класса наблюдались затруднения в общении, нестройность фраз, употребление слов – паразитов и ненормированной лексики.

Анализ полученных данных подтвердил предположение о том, что необходима специальная работа по обучению школьников общению.

Мы считаем, что необходима специальная программа по обучению общения младших школьников общению, где учащиеся приобретут необходимый уровень межличностного общения, овладеют нормами коммуникативной культуры.

Подробно о педагогике:

Результаты формирующего эксперимента
После реализации программы формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, направленный на выявление динамики развития орфографических навыков у испытуемых контрольного и экспериментального классов. Исследование навыков осуществлялось с учетом тех же параметров и на основе тех же методик, ...

Содержание технологического образования школьников
Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было ...

Методические разработки по теме "Строение кожи"
Урок №1. Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви. Цели: 1. Образовательная: а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы. б) Изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви. 2. Развивающая: а) Показать связь с процессами, происх ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru