Методические рекомендации по обучению общению младших школьников

Страница 2

Тематика и содержание приведенных в таблице занятий носит рекомендательный характер. Примерный цикл занятий ориентирует на воспитание чувства такта, соблюдения этических норм, расширяет словарный запас школьников.

Для проведения экспериментальной работы нами будет разработана конкретная тематика и содержание занятий, соответствующее уровню развития общения в конкретной группе и ситуации.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Исследования проблемы общения и ее состояния в начальном звене обучения потребовало обращение к теоретическому педагогическому и психологическому опыту, а также проведение диагностики коммуникации у младших школьников.

Теоретический анализ позволил раскрыть сущность общения как педагогической, психологической и социологической категории. Общение в трудах ученых рассматривается как свойство личности (общительность, коммуникабельность), деятельность (коммуникативная), процесс (взаимодействие вербальное и невербальное), вид взаимодействия (коммуникация, интеракция, перцепция). Мы убедились, что общение – гибкое свойство, оно формируется, подвергается коррекции, имеет динамику развития, качественные характеристики. Это позволяет управлять процессом овладения навыков и качеств коммуникативной культуры.

Мы провели диагностическое исследование по изучению уровня развития умений общаться у младших школьников. Сравнивая содержание ответов детей, анализируя наблюдения за содержанием, типами и характером межличностного общения, мы пришли к выводу, что общение носит спонтанный, неструктурированный характер, строится у первоклассников с помощью отдельных статичных фраз, а у третьеклассников уже более полное, развернутое содержание, сложные речевые конструкции, конкретизацию и обобщение, имеет менее выраженную перцепцию, приобретая больше не личностный, как у первоклассников, а социальный характер. В результате проведенного нами исследования у учащихся 1 и 3 класса уровня общения, мы пришли к выводу, что к концу младшего школьного возраста умение общаться, как необходимое умение коммуникации, у учащихся не достигает того уровня, чтобы свободно и грамотно строить общение, выражать свои мысли четко, лаконично и понятно. Поэтому мы убеждаемся, что так важна коррекционная и развивающая работа педагога с учащимися по обучению общению еще в младшем школьном возрасте, которая формирует и закрепляет, переводя умения на уровень навыков, привычку правильно строить коммуникативную деятельность. Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Психологические аспекты сущности креативности
Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность … должна организовываться таким образом, что бы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии. А. В. Хуторской Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способно ...

Ценностные приоритеты воспитательной системы школы
Слово воспитание произносится ежедневно в каждой школе десятки раз. О воспитании говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более – родителей, есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как осуществлять воспитание? В том и другом случае м ...

Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. Самое гла ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru