Методические рекомендации по обучению общению младших школьников

Страница 2

Тематика и содержание приведенных в таблице занятий носит рекомендательный характер. Примерный цикл занятий ориентирует на воспитание чувства такта, соблюдения этических норм, расширяет словарный запас школьников.

Для проведения экспериментальной работы нами будет разработана конкретная тематика и содержание занятий, соответствующее уровню развития общения в конкретной группе и ситуации.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Исследования проблемы общения и ее состояния в начальном звене обучения потребовало обращение к теоретическому педагогическому и психологическому опыту, а также проведение диагностики коммуникации у младших школьников.

Теоретический анализ позволил раскрыть сущность общения как педагогической, психологической и социологической категории. Общение в трудах ученых рассматривается как свойство личности (общительность, коммуникабельность), деятельность (коммуникативная), процесс (взаимодействие вербальное и невербальное), вид взаимодействия (коммуникация, интеракция, перцепция). Мы убедились, что общение – гибкое свойство, оно формируется, подвергается коррекции, имеет динамику развития, качественные характеристики. Это позволяет управлять процессом овладения навыков и качеств коммуникативной культуры.

Мы провели диагностическое исследование по изучению уровня развития умений общаться у младших школьников. Сравнивая содержание ответов детей, анализируя наблюдения за содержанием, типами и характером межличностного общения, мы пришли к выводу, что общение носит спонтанный, неструктурированный характер, строится у первоклассников с помощью отдельных статичных фраз, а у третьеклассников уже более полное, развернутое содержание, сложные речевые конструкции, конкретизацию и обобщение, имеет менее выраженную перцепцию, приобретая больше не личностный, как у первоклассников, а социальный характер. В результате проведенного нами исследования у учащихся 1 и 3 класса уровня общения, мы пришли к выводу, что к концу младшего школьного возраста умение общаться, как необходимое умение коммуникации, у учащихся не достигает того уровня, чтобы свободно и грамотно строить общение, выражать свои мысли четко, лаконично и понятно. Поэтому мы убеждаемся, что так важна коррекционная и развивающая работа педагога с учащимися по обучению общению еще в младшем школьном возрасте, которая формирует и закрепляет, переводя умения на уровень навыков, привычку правильно строить коммуникативную деятельность. Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Педагогика конца XIX – начала XX веков и преподавание истории в России
Во второй половине XIX века заметно обостряется интерес к истории педагогики, в связи с чем появляется целый ряд исследований по данной тематике. Подобный интерес был вызван, в первую очередь тем, что для полноценного и эффективного процесса воспитания и обучения детей в школах, сами педагоги должн ...

Метафора и сказка, как коррекционный прием
В работе с детьми симптом не столько проявление психологической и социальной патологии, сколько результат блокировки ресурсов (естественных способностей и возможностей ребенка). Ребенок открывает для себя безбрежный океан ощущений, и в ходе их осмысления (как правильного, так и неправильного) могут ...

Экологические аспекты, связанные с изучением темы: « Железо и его соединения»
Железо присутствует в организмах всех растений и животных как микроэлемент, то есть в очень малых количествах (в среднем около 0,02%). Однако железобактерии, использующие энергию окисления железа (II) в железо (III) для хемосинтеза, могут накапливать в своих клетках до 17-20% железа. Основная биоло ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru