Методические рекомендации по обучению общению младших школьников

Страница 2

Тематика и содержание приведенных в таблице занятий носит рекомендательный характер. Примерный цикл занятий ориентирует на воспитание чувства такта, соблюдения этических норм, расширяет словарный запас школьников.

Для проведения экспериментальной работы нами будет разработана конкретная тематика и содержание занятий, соответствующее уровню развития общения в конкретной группе и ситуации.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Исследования проблемы общения и ее состояния в начальном звене обучения потребовало обращение к теоретическому педагогическому и психологическому опыту, а также проведение диагностики коммуникации у младших школьников.

Теоретический анализ позволил раскрыть сущность общения как педагогической, психологической и социологической категории. Общение в трудах ученых рассматривается как свойство личности (общительность, коммуникабельность), деятельность (коммуникативная), процесс (взаимодействие вербальное и невербальное), вид взаимодействия (коммуникация, интеракция, перцепция). Мы убедились, что общение – гибкое свойство, оно формируется, подвергается коррекции, имеет динамику развития, качественные характеристики. Это позволяет управлять процессом овладения навыков и качеств коммуникативной культуры.

Мы провели диагностическое исследование по изучению уровня развития умений общаться у младших школьников. Сравнивая содержание ответов детей, анализируя наблюдения за содержанием, типами и характером межличностного общения, мы пришли к выводу, что общение носит спонтанный, неструктурированный характер, строится у первоклассников с помощью отдельных статичных фраз, а у третьеклассников уже более полное, развернутое содержание, сложные речевые конструкции, конкретизацию и обобщение, имеет менее выраженную перцепцию, приобретая больше не личностный, как у первоклассников, а социальный характер. В результате проведенного нами исследования у учащихся 1 и 3 класса уровня общения, мы пришли к выводу, что к концу младшего школьного возраста умение общаться, как необходимое умение коммуникации, у учащихся не достигает того уровня, чтобы свободно и грамотно строить общение, выражать свои мысли четко, лаконично и понятно. Поэтому мы убеждаемся, что так важна коррекционная и развивающая работа педагога с учащимися по обучению общению еще в младшем школьном возрасте, которая формирует и закрепляет, переводя умения на уровень навыков, привычку правильно строить коммуникативную деятельность. Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников
Младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ребёнка, его сторону общения. Стиль общения взрослого определяет их поведение в классе во время ...

Организация учебного процесса в Морском Кадетском Корпусе
На момент создания 1752 году Морского кадетского корпуса штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались ...

Структура построения педагогического эксперимента, его виды
В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное и ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru