Классификация методов обучения

Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи.

В соответствии с различными признаками методов существует несколько их классификаций. Не противореча друг другу, они раскрывают процесс обучения с различных сторон. Можно различать, во-первых, способы, отражающие характер познавательной активности ребёнка в виде или простого воспроизведения услышанного и увиденного или творческого; во-вторых, способы передачи учителем своих знаний и умений с помощью слова, показа и демонстрации; в-третьих, способы получения учениками знаний и умений путём прослушивания, наблюдения и выполнения движений.

Из трёх перечисленных классификаций наибольшее распространение в теории и практике физического воспитания получила последняя. Объясняется это тем, что она достаточно полно отражает специфику учебного материала, требующего от ученика не только знаний, но прежде всего практического овладения системами двигательных действий. Кроме того, классификация методов по способу получения учениками информации подразумевает, во-первых, что источником этой информации является учитель, во-вторых, каждый из методов обучения обладает возможностями для развития познавательной активности учеников; всё зависит от умения учителя реализовать эти возможности.

По способу получения учениками знаний и умений все методы обучения делятся на 3 группы: практические методы, методы использования слова, методы наглядного воспитания. Наличие трёх групп методов обеспечивает ознакомление ученика с изучаемым действием с помощью различных анализаторных систем организма: ребёнок слушает, наблюдает, ощущает сам процесс движения. В работу вовлекаются обе сигнальные системы. При обучении действиям особое значение приобретают практические методы. Две другие группы создают предпосылки, их же реализация осуществляется при непосредственном исполнении движений тем или иным способом.

Каждая группа методов представлена несколькими разновидностями, правда, иногда неравноценными по частоте использования в педагогической деятельности. Если, без команды, объяснения, показа трудно себе представить любой урок физического воспитания, то метод демонстрации применяется, к сожалению, значительно реже.

Подробно о педагогике:

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...

Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе
Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возрас ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru