Интеллектуально пассивные школьники

Актуально о образовании » Интеллектуально пассивные школьники

Страница 3

Почти все эти школьники умеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает.

Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражены более ярко и полно, у других - менее, У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов. У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе.

В старшем возрасте в связи с тем, что усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности, различия между всеми учениками описываемой группы и хорошо успевающими учениками начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях. Но и в старших классах какое — либо задание выполняется такими учениками значительно хуже в том случае, если оно входит в обязательные учебные занятия, по сравнению с такими же точно заданиями, но выполняемыми вне учебных занятий. Например, многие из таких учеников понимали и излагали содержание книги, прочитанной вне школы, значительно лучше, чем гораздо более простое содержание какого—нибудь художественного произведения, проходимого в классе

Развитие познавательной и интеллектуальной активности

Под потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на получение нового знания В. С. Юркевич, анализируя уровни развития познавательной потребности, характеризует «умственную лень» (т.е. фактически интеллектуальную пассивность) как результат отсутствия у ребенка любознательности. Под любознательностью он понимает такую познавательную деятельность, которая не связана с внешним подкреплением (прямым побуждением взрослого, возможностью поощрения, особо привлекательным результатом деятельности).

В.С. Юркевич выделяет 2 формы (стороны) познавательной потребности: 1) потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и потребность в накоплении знаний); 2) потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания. Первая является наименее активной формой познавательной активности. Вторая - более активная форма, прямо направленная на получение новых знаний.

Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу её развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Ситуации общения и межличностного взаимодействия определяют также конкретную динамику и закономерности протекания познавательной активности в указанных условиях.

Экспериментальное исследование, проведённое Матюшкиным А.М., позволили выделить наиболее существенные зависимости, определяющие условия возникновения и конкретную динамику познавательной активности:

1. Конкретная структура и тип познавательной активности определяются содержанием и структурой решаемой мыслительной задачи.

2. Индивидуальное выражение познавательной активности определяется доминирующим типом мотивации, которая играет различную роль при различных типах общения, в ситуациях совместной или конфликтной деятельности, ситуациях игры, учения и т.д.

З. Познавательная активность зависит от типов и психологической структуры диалога, одним из значимых условий в котором является степень расхождения позиций партнёров, а также соотношение между внешним и внутренним диалогом.

4. Важное значение для стимулирования взаимной познавательной активности имеют невербальные компоненты общения, а также внутренние психологические установки, препятствующие или способствующие развитию познавательной активности в ситуациях группового решения мыслительных задач

Л.С. Славиной было проведено исследование, направленное на то, чтобы преодолеть у интеллектуально пассивных детей отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности и найти условия, вызывающие их интеллектуальную активность.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Этапы педагогической деятельности
М.В. Ломоносова. Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке. Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом. Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский универси ...

Русские народные традиции в воспитании молодежи Волгоградской области
Рассмотрим законодательно-правовую базу волгоградского региона по молодежной политике на базе административно-правового корпуса «Паритет» Кировского района и ознакомимся с работой других молодежных центров, изучив их направления в более узкой направленности. Постановлением Администрации Волгограда ...

Образование категорий притяжательных местоимений
Усвоив практическое употребление существительных единственного и множественного числа и глаголов настоящего и прошедшего времени в речи детей, логопед продолжил работу над грамматическими конструкциями. Он учил детей использовать в речи притяжательные местоимения (мой, моя, мои) в сочетании мужског ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru