Интеллектуально пассивные школьники

Актуально о образовании » Интеллектуально пассивные школьники

Страница 3

Почти все эти школьники умеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает.

Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражены более ярко и полно, у других - менее, У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов. У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе.

В старшем возрасте в связи с тем, что усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности, различия между всеми учениками описываемой группы и хорошо успевающими учениками начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях. Но и в старших классах какое — либо задание выполняется такими учениками значительно хуже в том случае, если оно входит в обязательные учебные занятия, по сравнению с такими же точно заданиями, но выполняемыми вне учебных занятий. Например, многие из таких учеников понимали и излагали содержание книги, прочитанной вне школы, значительно лучше, чем гораздо более простое содержание какого—нибудь художественного произведения, проходимого в классе

Развитие познавательной и интеллектуальной активности

Под потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на получение нового знания В. С. Юркевич, анализируя уровни развития познавательной потребности, характеризует «умственную лень» (т.е. фактически интеллектуальную пассивность) как результат отсутствия у ребенка любознательности. Под любознательностью он понимает такую познавательную деятельность, которая не связана с внешним подкреплением (прямым побуждением взрослого, возможностью поощрения, особо привлекательным результатом деятельности).

В.С. Юркевич выделяет 2 формы (стороны) познавательной потребности: 1) потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и потребность в накоплении знаний); 2) потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания. Первая является наименее активной формой познавательной активности. Вторая - более активная форма, прямо направленная на получение новых знаний.

Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу её развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Ситуации общения и межличностного взаимодействия определяют также конкретную динамику и закономерности протекания познавательной активности в указанных условиях.

Экспериментальное исследование, проведённое Матюшкиным А.М., позволили выделить наиболее существенные зависимости, определяющие условия возникновения и конкретную динамику познавательной активности:

1. Конкретная структура и тип познавательной активности определяются содержанием и структурой решаемой мыслительной задачи.

2. Индивидуальное выражение познавательной активности определяется доминирующим типом мотивации, которая играет различную роль при различных типах общения, в ситуациях совместной или конфликтной деятельности, ситуациях игры, учения и т.д.

З. Познавательная активность зависит от типов и психологической структуры диалога, одним из значимых условий в котором является степень расхождения позиций партнёров, а также соотношение между внешним и внутренним диалогом.

4. Важное значение для стимулирования взаимной познавательной активности имеют невербальные компоненты общения, а также внутренние психологические установки, препятствующие или способствующие развитию познавательной активности в ситуациях группового решения мыслительных задач

Л.С. Славиной было проведено исследование, направленное на то, чтобы преодолеть у интеллектуально пассивных детей отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности и найти условия, вызывающие их интеллектуальную активность.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Обучающие программы в школьном курсе физики
TEACH PRO. ФИЗИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ. ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК. ФИЗИКА 10-11 КЛАСС. Продукт "Виртуальный наставник. ФИЗИКА 10-11 класс" представляет собой интерактивный тренажёр для закрепления теоретического учебного материала, с помощью решения задач различной сложности. Мультимедийный учебн ...

Дидактические и методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...

Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru