Задачи и условия для трудового воспитания в ДОУ

Страница 5

Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Этому способствует умение воспитателя найти в каждом деле что-либо привлекательное. Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в подарок мамам и т. п.).

Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело до конца. Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности, медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.

В процессе обучения дети изготавливают много различных предметов, которые могут быть использованы ими в играх и на занятиях. Так, они мастерят из коробок и катушек вагончики для игры в железную дорогу; из природного материала готовят пособия для занятий по формированию математических представлений или фигурки животных для игры в зоопарк; распиливая и сколачивая бруски дерева, могут изготовить ящики для рассады, мостики и лесенки для построек из песка и т. д. Все это помогает воспитывать у них бережное отношение к результатам труда, понимание его необходимости и значения в жизни людей.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т. д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. - все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке - лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,- пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда - щеточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой - ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 мин., 6-7 лет – 20-30 мин. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 мин.: одни - вскапывают землю, другие - рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения, должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе. Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе. Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольн ...

Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужч ...

Актуализация знаний
- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу…со сказками. - А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновил ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru