Дидактические принципы в условиях компьютерного обучения

Страница 2

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.

Дидактические принципы в условиях компьютерного обучения

1. Принцип системности требует рационального деления учебного материала на смысловые фрагменты и ступенчатого овладения ими при постоянном обращении к целому; каждый урок – часть цикла уроков, связанная с другими частями и решающая общие с ними задачи.

При компьютерном обучении принцип системности:

1. предполагает разработку и обоснование формализованной модели предметной области при проектировании соответствующей обучающей программы;

2. отдает предпочтение пакетам программ по группам тем и даже целым курсам по сравнению с отдельными разрозненными, пусть даже самыми совершенными, программами;

3. ставит вопрос о формах использования вычислительной техники, о соотношении новых и традиционных форм обучения.

2. Принцип активности (самостоятельности) подразумевает, что учебная деятельность должна быть творческим трудом, направленным на всестороннее саморазвитие личности школьника.

Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Одна из важнейших предпосылок такого вовлечения – диалог обучаемого с компьютером, в ходе которого:

1. вновь приобретаемое знание включается в систему деятельности обучаемого;

2. обучаемый имеет возможность сознательно управлять учебной деятельностью.

Условия эффективности построения учебного диалога в обучающей программе:

1. преодоление чрезмерной заданности ответов ученика, которые обычно сводятся либо к выбору из нескольких вариантов, либо к вводу некоторого ключевого слова;

2. наличие поля самостоятельности в обучающей программе, когда ученик может выбрать свой путь решения, оценить его эффективность; сам учащийся должен задавать компьютеру необходимый ему уровень помощи и уровень изложения теоретического материала (более или менее абстрактный, например);

3. правильный подбор мотивирующих реплик и звуковых эффектов в обучающей программе, учитывающей психологию обучаемого.

3. Принцип поэтапного преодоления трудностей (доступности) предполагает учет возрастных особенностей учащегося при выборе методов и средств обучения.

При компьютерном обучении этот принцип означает необходимость разработки и использования в ППС (педагогических программных средствах) психологически обоснованных моделей обучаемого и процесса обучения.

Исход из психологических особенностей мыслительной деятельности школьников, при создании педагогических программных средств необходимо:

1. очень тщательно отобрать задачи для учащихся;

2. продумать содержание диалога ученика и компьютера.

Задачи должны быть по силам каждому конкретному ученику, не должны утомлять своим однообразием, трудность их должна постепенно нарастать. Программа должна предусматривать изменение сложности заданий уже на ранних этапах работы, что позволит индивидуализировать достижение обязательного уровня обучения каждым учеником.

4. Принцип связи теории и практикой.

Применение компьютера позволяет существенно усилить практическую направленность обучения, так как компьютер обладает уникальными возможностями моделирования, в том числе имитационного, различных процессов, начиная от физических и химических, кончая социальными. Компьютер может «погрузить» обучаемых в любую обстановку.

Целесообразно использование в школе методов компьютерного проектирования и моделирования. Педагогические программные средства, используемые в обучении, могут способствовать профориентации школьников, их экономическому, экологическому и другим видам воспитания.

5. Принцип наглядности.

Иллюстративные возможности компьютера при всей их очевидности не являются основными. Их задача – служить внешней опорой внутренней деятельности учащихся по овладению знаниями.

С точки зрения наглядности следует различать обучающие и игровые программы. В обучающих программах цвет и графика должны использоваться разумно, его разбивка на кадры, выделению главного и т.д.

Игровые программы должны быть ориентированы на достижение педагогического результата: развитие мышления, памяти учащихся, активизация их познавательной, психомоторной и др. деятельности. Элементы игры могут быть включены в программу-тренажер: после правильного выполнения задания следует короткая игра, вознаграждающая ученика, дающая ему краткую эмоциональную разрядку. Здесь уместны богатство красок и разнообразие графики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внекласс ...

Методики исследования и разработка психодиагностики коррекционной программы развития познавательных процессов школьников
Для исследования долговременной и кратковременной памяти существует достаточно разнообразных методик. Но принимая во внимание возраст испытуемых (учащиеся 1 А класса в возрасте 8 лет) наиболее подходящие из них: Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов». Одна из наиболее часто применяющихся методик, ...

Реализация информационных технологий на уроках физики
Тема проекта: «Новые информационные технологии в преподавании физики». Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах. Предмет исследования: Обучающая среда школьного курса физики. Цель проекта: внедрение новых информационных технологий в преподавание физики как средство повышения позн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru