Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей

Актуально о образовании » Компетентностный подход к обучению младших школьников умению решать проблемы во взаимоотношениях людей » Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей

Страница 4

Компетентность в решении проблем можно определить как образовательный результат, качество личности, которое связано со способностью, готовностью и опытом деятельности по решению проблем. Особенность компетентности в том, что она не вытекает из обучения прямым образом, а есть скорее результат саморазвития личности, личностного роста, личностного опыта. Это индивидуально-личностный способ существования знаний, умений и навыков, синтез опыта познания, предметно-практического преобразования и субъективно-личностного переживания мира. Таким образом, моя компетентность включает направленность моей личности, мой темперамент, мои способности, мой характер, мою самостоятельность и целеустремлённость.

Специфика компетентности в решении проблем, отличающая её от других образовательных компетентностей, определяется структурой деятельности по решению проблем. Разработчиками международного теста РISА-2003 выделяется шесть познавательных умений, необходимых для решения проблем. Ученик должен владеть навыками аналитических рассуждений, рассуждений по аналогии, комбинаторных рассуждений, различать факты и мнения. При выборе стратегии решения проблемы он должен рассмотреть и соотнести причины и следствия, логично изложить снос решение. Именно навыки рассуждений лежат в основе умений решать проблемы и формируют ядро компетентности в этой области.

Однако очевидно, что компетентность в решении проблем не может ограничиваться лишь знанием об осуществлении этой деятельности и умением рассуждать. Ни один человек не будет совершать те или иные действия, если он в этом лично не заинтересован, точнее, если он не заинтересован в результате деятельности. Таким образом, помимо когнитивного компонента компетентность обязательно включает в себя эмоционально-ценностный и волевой компоненты.

Таким образом, компетентность и решении проблем включает в себя: а)знании о проблемах(познания, моделирования и практического преобразовании действительности), причинах их возникновения (экологические, социальные, психологические и т.п.), степени интенсивности (конфликт, кризис, катастрофа), масштабах (проблемы глобальные, региональные, локальные, личные) и т.д.; б) знание о способах решения проблем и владение ими; в) опыт решения проблем: эмоциональная оценка проблемной ситуации, выявление эмоциональных стимулов; ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем; мобилизация энергии, настойчивость, целеустремлённость; уверенность в преодолении трудностей; ценность многообразия вариантов, способов, путей достижения цели; удовлетворённость от выполнения деятельности в прошлом.

Качество решения проблем во многом предопределяется степенью рациональности процедуры принятия решении. Типичные отклонения от рациональности наличие психологических установок, препятствующих рациональности, и отсутствие необходимых знаний и умений. Конкретно указанные качества могут проявляться в следующих недостатках: неумение уяснить проблемную ситуацию; ориентация на кратковременную выгоду без учёта долгосрочной перспективы; отсутствие восприятия разнообразия вариантов решения как самоценности; невладение методами принятия решений.

Однако не во всех случаях рациональные процедуры приводят к оптимальному решению. Эффективность рациональных процедур снижается в ситуациях антагонистических противоречий между участниками проблемной ситуации, а также в условиях принципиальной неопределённости будущего. При этом для принятия решений помимо знаний о рациональных процедурах и навыков их использования необходимы рефлексивное мышление и позитивное, конструктивное отношение к ошибкам, которые возникают в результате пробных решений. Иными словами, важно создать условия, в которых учащийся, во-первых, рассматривает проблемную ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции других участников; во-вторых, способен «выйти» из ситуации и увидеть процесс со стороны; в-третьих, быть настроенным на выявление собственных ошибок, воспринимая их не как неудачу и трагедию, а как возможность и стимул к совершенствованию.

Страницы: 1 2 3 4 

Подробно о педагогике:

Занятие по развитию речи «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»
Цель занятия: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К.И. Чуковского. Задачи занятия: 1) Закрепить полученные знания о творчестве К.И.Чуковского. 2) Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок. 3) Развивать речь, формировать чувство юмора. 4) Побуждать к активному учас ...

Особенности деятельности педагога-организатора в общеобразовательной школе
Педагог-организатор содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреж ...

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru