Современные проблемы и нарушения семейного воспитания

Страница 4

То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни и к моменту поступления в школу, он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И вместе с тем, ничто другое не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать это семья.

Ряд исследователей отмечает, что ценности семьи вытесняются ценностями индивидуализации, материального достатка и профессионального роста, что ведёт к увеличению количества неблагополучных семей (А.И. Антонов, О.М. Здравомыслова, Н.Г. Марковская и др.).

Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего «Я», саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит (А.Н. Елизаров).

Другие исследования, наоборот, констатируют первостепенную значимость ценности семьи (И.С. Артюхова, Т.Н. Кухтевич, Н.Л. Москвичёва, А.А. Реан, В.С. Собкин, Е.М. Марич и др.).

На наш взгляд, функционирование всей семейной системы связано не столько с местом семьи в индивидуальной иерархии, сколько с тем, какие терминальные ценности и индивидуальные потребности человек реализует в семейной сфере. Основополагающие функции семьи - воспитательная, хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, социального контроля, репродуктивная - позволяют человеку реализовать целый комплекс личностных потребностей разного уровня.

Представления человека о том, как, при помощи каких «средств» должны реализовываться те или иные функции семьи, и являются семейными ценностями.

Таким образом, функционирование семейной системы и семейное воспитание будут зависеть от степени значимости тех или иных ценностей и гармоничности ценностно-смысловой сферы личности, а также от того, какие терминальные ценности и с помощью каких средств человек реализует в своей семейной жизни.

Стиль семейного воспитания - способы, методы и приёмы воспитания в семье. Стиль семейного воспитания является интегративной характеристикой воспитательной системы (О.А. Карабанова), системы родительства (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова).

Основные параметры воспитания и классификации стилей семейного воспитания представлены в работах А. Болдуина, Д. Баумринд, А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и др. В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Развитие познавательных психических процессов в ходе обучения в школе
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в ...

Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения
урок история групповое занятие Необходимость использования группового подхода в обучении в нашей стране осознали ещё в начале 20-х гг. прошлого века. В частности, В. К. Иванов отмечал, что «разбивка групп на несколько мелких ячеек . встречается детьми как форма организации, отвечающая их насущным п ...

Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru