Особенности успешной социализации младшего школьника

Страница 2

"Социализация" и "девиация" - полярные категории. Таким спасительным маяком нам представляется противопоставление социализации и девиации. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такому смешению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия "социализация" как процесса, необходимо включающего освоение человеком, прежде всего, норм морали и права данного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм. На этом месте сделаем переход от рассуждений о социализации как процессе к пониманию социализации как результата.

Все концепции социализации делят на тяготеющие к субъект-объектному и к субъкт-субъектному подходу. Согласно субъект-объектному подходу, социализированность определяется способностью успешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлять конформность к социальным предписаниям. Согласно субъкт-субъектному подходу, социализированность определяется степенью способности человека быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. При этом особое внимание уделяют наличию (и качественному составу) у человека ценностных ориентаций и умению их менять. Мы подчеркиваем, что в любом случае социализированность определяется степенью освоения и принятия норм морали и права. Именно освоение норм морали и права объединяет субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, является общим для них.

Социализированный человек означает социально зрелый. Термин "социальная зрелость" достаточно нов для социологии. Под ним понимается степень развитости социальных качеств у человека в конкретном социокультурном контексте. Разные авторы выдвигают разные критерии социальной зрелости. Так, в учебном социологическом словаре под ред. А.И.Кравченко, социальная зрелость отдельной личности определяется развитостью таких ее социально-нравственных качеств, как трудолюбие, общественная сознательность и активность, чувство долга, законопослушность, ответственность и др. Другие авторы считают основными критериями социальной зрелости (социализированности) личности "уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность)". Мы должны добавить к этому (согласно нашему позитивному и обобщенному подходу): социально зрелым является человек, освоивший и принявший нормы морали и права данного общества, человек нравственно сформированный.

Нормы морали и права - это то, что является общим для социализации и воспитания. Воспитание является составной и, по-видимому, самой важной частью социализации, оно создает основу для духовного развития личности.

Анализ множества определений социализации показал, что среди них редко встречаются такие, где четко обозначен главный вектор социализации: положительная направленность на нормы морали и права. Социализация не сводится лишь к усвоению этих норм, но они являются критерием, показателем, ориентиром, относительно которого только и можно разграничить - происходит ли в процессе приспособления человека к обществу социализация или, напротив, возникает девиация. Принятие такого вектора позволяет однозначно определять не только социализацию как процесс принятия норм морали и права, но и девиацию как отклонение от них.

Мы считаем, что учесть этот принципиально важный вектор может определение социализации как такого процесса приспособления человека к обществу, который способствует социальной стабильности в обществе (в смысле его здорового состояния) и развитию личности (в направлении духовного здоровья). Без освоения людьми норм морали и права, без процесса социализации не будет устойчивости развития ни общества, ни личности. Если же в процессе приспособления человека к обществу не происходит приобщения к нормам морали и права или происходит отход от таких норм, это уже не социализация, а девиация.

Таким образом, успешная социализация предполагает, с одной стороны, способность быть конформным обществу (когда оно здорово), с другой - способность ему противостоять, если в нем появляются тенденции к отходу от моральных ценностей. Отклоняться от норм морали могут как индивиды, так и общество. В первом случае это ведет к девиации и отклонению в развитии личности, во втором случае - к болезни общества (аномии). Основное - это нормы морали и права, причем, приоритет, конечно, за первыми. Правовая ответственность за поведение, по сути дела, является определенным, закрепляемым в законоустановлениях минимумом моральной ответственности. Этот минимум заключает в себе те моральные требования к поведению, которые, безусловно, отрицают, осуждают, запрещают его общественно опасные формы.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Предрасполагающие и вызывающие факторы возникновения заикания у детей дошкольного возраста
До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при ...

Приемы обучения решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...

Дистанционное образование на примере Современной Гуманитарной Академии
Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современна ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru