Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Актуально о образовании » Мотивация учения у младших школьников » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 2

Таблица 2

Преобладающие мотивы

Распределение ответов

1-Б класс

2-Б класс

3-Б класс

число ответов

%

к итогу

число ответов

%

к итогу

число ответов

%

к итогу

Внутренние

5

27,8

10

41,7

20

80,0

Внешние +

4

22,2

4

16,7

2

8,0

Внешние -

2

11,1

2

8,3

1

4,0

Не доминирует

7

38,9

8

33,3

2

8,0

Итого

18

100,0

24

100,0

25

100,0

Среди учащихся первого класса очень велика группа детей, у которых нет доминирующих мотивов к учению (38,9%). Внешние отрицательные мотивы доминируют у 11,1% учащихся. Уже во 2 классе наибольшую долю имеет группа учащихся доминирующими мотивами у которых являются внутренние мотивы (41,7%). В 3 классе доля учащихся, у которых доминирующими являются внутренние мотивы, является подавляющей – 80%. Доля учащихся, у которых преобладают внешние (-)-ые мотивы становится вовсе незначительной (4%).

Итак, предположение о том, что за период обучения в начальной школе мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней оказалась верной.

В 1-м классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем (-)-ые мотивы сильнее (+)-ых («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих сверстников», «…чтобы не опозорить свой класс, отряд»). Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем «внешний пряник». К 3-му классу положение меняется. Кнут и пряник как бы переходят во внутрь школьника. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в 1-м класса внутренние мотивы составляли 38,9% от общего числа ответов, то в 3-ем – уже 64%.

Что касается доминирования мотивов, то в 1-м классе 38,9% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимостей знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» снижается до 8%, доля учащихся, осознающих необходимость знаний вырастает до 80%.

Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учится, работать). Ребенок осознают общественную значимости учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Эмоционально-волевая готовность
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинает приобретать интеллектуальные чувс ...

Ролевые игры как средство развития
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В ролевой игре школьники могут на иностранном языке активизировать и реализовать все компоненты общения. Критики несправедливо говорят о том, что ролевая игра «требует много времени». Наоборот: ролевая игра эффективно ...

Правовое просвещение и правовое воспитание в профессиональной подготовке
Важнейшее место в процессе подготовки специалистов зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного факторов. Правонарушения молодых специалистов в практической деятельности связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового воспитания. Функция правового воспитания ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru