Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Актуально о образовании » Мотивация учения у младших школьников » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 1

Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска.

Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы.

Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников.

Задача 2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:

класс 1 «Б» - возраст 6-7 лет (18 чел.)

класс 2 «Б» - возраст 7-8 лет (24 чел.)

класс 3 «Б» - возраст 8-9 лет (25 чел.)

Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), т.к. он позволяет охватить большее количество школьников.

Мною были составлены вопросы на выявление мотивации учения (см. Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных (+) и внешних отрицательных (-). На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№3; 4; 8. На выявление внешних (+) мотивов направлены вопросы №№1; 5; 9. На выявление внешних (-) мотивов направлены вопросы №№2; 6; 7.

Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы, к третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция. «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. У каждого из вас есть листочек с ответами на мой вопрос: «Почему вы учитесь?» Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».

После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследование.

Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные:

Таблица 1

Распределение ответов

1-Б класс

2-Б класс

3-Б класс

число ответов

%

к итогу

число ответов

%

к итогу

число ответов

%

к итогу

Внутренние мотивы

21

38,9

32

44,4

48

64,0

Внешние положительные мотивы

12

22,2

24

33,3

19

25,3

Внешние отрицательные мотивы

21

38,9

16

22,3

8

10,7

Итого

54

100,0

72

100,0

75

100,0

В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1 % против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%) Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В 3 классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных снижается до 10,7%.

Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Анализ опыта работы БОУ "СОШ №162"
Исследование проводилось в марте 2013 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 4 класса (22 человека) по диагностике "Что любит мишка?". Цель анкетирования: установить ...

Формы и методы развития предметной одаренности учащихся в процессе изучения иностранных языков
Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям. Задача же учителя - создать ...

Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru