Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Актуально о образовании » Мотивация учения у младших школьников » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 1

Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска.

Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы.

Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников.

Задача 2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:

класс 1 «Б» - возраст 6-7 лет (18 чел.)

класс 2 «Б» - возраст 7-8 лет (24 чел.)

класс 3 «Б» - возраст 8-9 лет (25 чел.)

Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), т.к. он позволяет охватить большее количество школьников.

Мною были составлены вопросы на выявление мотивации учения (см. Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных (+) и внешних отрицательных (-). На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№3; 4; 8. На выявление внешних (+) мотивов направлены вопросы №№1; 5; 9. На выявление внешних (-) мотивов направлены вопросы №№2; 6; 7.

Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы, к третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция. «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. У каждого из вас есть листочек с ответами на мой вопрос: «Почему вы учитесь?» Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».

После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследование.

Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные:

Таблица 1

Распределение ответов

1-Б класс

2-Б класс

3-Б класс

число ответов

%

к итогу

число ответов

%

к итогу

число ответов

%

к итогу

Внутренние мотивы

21

38,9

32

44,4

48

64,0

Внешние положительные мотивы

12

22,2

24

33,3

19

25,3

Внешние отрицательные мотивы

21

38,9

16

22,3

8

10,7

Итого

54

100,0

72

100,0

75

100,0

В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1 % против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%) Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В 3 классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных снижается до 10,7%.

Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Планирование коррекционной работы
После проведенного обследования и анализа результатов обследования логопед подготовил специальную документацию. Прежде всего, он заполнил речевые карты детей, в которые внес данные, отраженные в таблицах №1 и №2. На каждого ребенка логопед оформил индивидуальную тетрадь для занятий, где ежедневно п ...

Образование на основе логики и диалектики
Мировое сообщество (ЮНЕСКО) признает губительность действия современной системы образования на общество. Попытки реформирования предпринимаются. Среди них можно указать более или менее целостно спроектированную в 70-х годах систему дистанционного обучения Открытого университета Великобритании. Разр ...

Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru