Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска.
Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы.
Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников.
Задача 2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:
класс 1 «Б» - возраст 6-7 лет (18 чел.)
класс 2 «Б» - возраст 7-8 лет (24 чел.)
класс 3 «Б» - возраст 8-9 лет (25 чел.)
Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), т.к. он позволяет охватить большее количество школьников.
Мною были составлены вопросы на выявление мотивации учения (см. Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных (+) и внешних отрицательных (-). На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№3; 4; 8. На выявление внешних (+) мотивов направлены вопросы №№1; 5; 9. На выявление внешних (-) мотивов направлены вопросы №№2; 6; 7.
Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы, к третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.
Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция. «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. У каждого из вас есть листочек с ответами на мой вопрос: «Почему вы учитесь?» Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».
После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследование.
Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные:
Таблица 1
|
Распределение ответов | ||||||
|
1-Б класс |
2-Б класс |
3-Б класс | ||||
|
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу | |
|
Внутренние мотивы |
21 |
38,9 |
32 |
44,4 |
48 |
64,0 |
|
Внешние положительные мотивы |
12 |
22,2 |
24 |
33,3 |
19 |
25,3 |
|
Внешние отрицательные мотивы |
21 |
38,9 |
16 |
22,3 |
8 |
10,7 |
|
Итого |
54 |
100,0 |
72 |
100,0 |
75 |
100,0 |
В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1 % против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%) Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В 3 классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных снижается до 10,7%.
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.
Подробно о педагогике:
Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет
Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям: - Умение сравнивать предметы по их свойствам - Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного ,двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка) - Умение считать до десяти вперёд ...
Система дидактических принципов
Реализация технологии системно – деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учеб ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу? Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого во ...