Проблема организации форм образовательного процесса, в том числе и групповой формы, достаточно глубоко изучена в педагогике и в психологии. Анализ психолого-педагогической литературы и школьной практики показывает, что организации групповой учебной работы посвящены многие научные исследования, в совокупности доказавшие её роль в развитии личности учащегося (М.Д.Виноградова, А.С.Границкая, Н.С.Дежникова, В.К.Дьяченко, В.В.Котов, Х.Й.Лийметс, В.И.Максакова, И.Б.Первин, Т.В.Снегирёва, В.П.Тарантей, И.М.Чередов и др.).
Учёными указывается, что групповая учебная работа способствует социализации личности учащихся: они овладевают навыками работы в малой группе, умением руководить товарищами и подчиняться им, у них формируются способности ориентироваться в различных видах деятельности и выполнять различные функции, развиваются положительные личностные качества (М.Д.Виноградова, Н.С.Дежникова, Х.Й.Лийметс, В.В. Котов, И.Б.Первин).
В то же время, в методике обучения истории проблема организации группового обучения школьников на уроке, определения эффективных условий управления взаимодействием участников малых групп, практически, не получила своего освещения.
Данное исследование в определенной мере восполняет этот пробел, что и определяет его актуальность.
Объект исследования:
процесс обучения истории в старших классах.
Предмет исследования:
организация групповой работы старшеклассников на уроке истории.
Цель исследования:
выявить и опытно-экспериментальным путём обосновать условия организации эффективной групповой работы старшеклассников на уроках истории.
Гипотеза исследования
основана на предположении о том, что процесс групповой работы будет эффективным, если реализованы следующие условия:
· осуществление диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы;
· учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;
· использование личностного потенциала каждого участника группового взаимодействия;
· владение учителем комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное управление групповой деятельностью школьников-старшеклассников.
Задачи исследования
:
1. Выявить уровень разработанности проблемы в теории педагогики и педагогической практике.
2. Определить условия организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории
3. Организовать опытно – экспериментальную работу по проверке эффективности группой работы старшеклассников на уроке истории.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования
:
· теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, литературы;
· изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседу;
· теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта работы с учащимися.
Методологической основой исследования явились: современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу личности как продукта общественного развития и субъекта общественных отношений (Л.П.Буева, Э.В.Ильенков, М.С.Каган), ведущую роль деятельности как источника развития и формирования личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина), теорию воспитывающего и развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менжинская, Д.Б.Эльконин), современные разработки педагогической науки в области организационных форм обучения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, И.М.Чередов).
Подробно о педагогике:
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной
работе
Содержание учебного материала Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка. Школьный консилиум – рабочий орган взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в диагностико-коррекционной работе с детьми ...
Мотив и мотивация
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: о ...
Трудности у одаренных детей
Объективные трудности - нет средств, программ и специалистов. Субъективные трудности - ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Для него характерен высокий интеллект и креативность (творчество). Он живет неординарно. Одаренные дети в своем развитии подвержены ...