Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Страница 1

урок история групповое занятие

Необходимость использования группового подхода в обучении в нашей стране осознали ещё в начале 20-х гг. прошлого века. В частности, В. К. Иванов отмечал, что «разбивка групп на несколько мелких ячеек . встречается детьми как форма организации, отвечающая их насущным потребностям» [28, с. 195].

Педагогов 20-х гг. звеньевые формы учебной работы интересовали в первую очередь потому, что они способствовали развитию коллективизма. Положительное влияние звеньевой работы на формирование качеств и чувства коллективизма отмечали В. М. Бехтерев и М. В. Ланге, указывая, что звеньевая работа создает для этого благоприятные условия [6].

С. Маложавый, Е. Шимкевич уточняли, что возможны два пути, при которых «вырабатывается, растет и развивается коллективизм,— путь сотрудничества и путь разделения труда» [53, с. 29]. Они специально подчеркивали, что «путь разделения ведет к коллективизму через сознание зависимости, через чувство ответственности, не растворяя личность, а, наоборот, напрягая ее индивидуальные свойства» [53, с. 34].

Б. Манжос рассматривал групповую организацию как модификацию общеколлективной формы.[54, с. 183] Причём, по мнению учёного «звеньевая организация может быть полезной, но и опасной, если ее универсализировать» [54, с. 197].

В тот период ряд педагогов зрело оценивал значение звеньевых (групповых) форм организации обучения. Так, А. В. Артюшков, разрабатывая методику построения занятий, доказывал, что лабораторно-звеньевая работа не является основной [2].

Следует подчеркнуть, что в 20-е гг. чаще всего практиковались групповые формы работы, рассчитанные на выполнение учащимися разных заданий. О выполнении этих заданий ученики докладывали на конференциях или специальных уроках.

А. Поляков, раскрывая общую структуру занятий, указывал, что сначала начинается общая работа, затем тема распределяется на подтемы. Каждое звено работает над своей подтемой (звенья создаются по интересам учащихся). Проработав заданный материал, группа готовит доклад [64] . С докладами на конференции выступает выделенный член звена (чаще всего звеньевой).

Структура занятий, включавшая общегрупповую и звеньевую работу, построенную на принципе распределения труда в соответствии с интересами учащихся, могла способствовать формированию чувства коллективизма, но не обеспечивала формирования полноценных знаний, так как учебный материал не разбирался в строгой системе.

Не случайно, что в отечественной педагогике советского времени было признано необходимым сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

В фундаментальном труде «Основы дидактики» М. А. Данилов писал: «Советская дидактика признает плодотворным сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения . Обучение в советской школе призвано создавать условия для активной работы учащихся в классе, группе, бригаде .» [63, с. 231].

В свою очередь, под групповыми занятиями подразумевались «дифференцированные занятия с группами учащихся, имеющих различную подготовку» [63, с. 354].

По мнению М.А. Данилова: «Работая в составе группы, звена, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования» [79, с. 184].

С позиции управления образовательным процессом необходимость групповой деятельности обусловлена закономерностями всех трёх компонентов образовательного процесса. Из кибернетики известен закон ограничения разнообразия, в соответствии с которым разнообразие учителя и используемой им технологии должно быть не ниже разнообразия класса. Разнообразие класса очень велико, а возможности повышения разнообразия учителя ограниченны. Следовательно, требуется снизить разнообразие класса.

Это можно сделать тремя способами: не замечать этого разнообразия (что и было характерно для традиционной отечественной школы), уменьшить наполняемость классов (трудно реализовать по экономическим причинам), объединить учащихся в малые группы и относиться к каждой из них как к отдельному объекту управления.

Управление эффективно, когда все объекты управления находятся в оперативной памяти субъекта управления. Оперативная память человека не слишком ёмка: в ней может одновременно размещаться и обрабатываться информация о сравнительно небольшом числе объектов, будь то изображения, понятия, предметы и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Анализ предложений участников образовательного процесса по вопросам совершенствования подготовки и проведения ЕГЭ
Систематизируя предложения родителей, можно выделить следующие направления решения проблем качества образования. Вопрос о необходимости ЕГЭ еще остается дискуссионным: «необходимо вернуться к классической системе аттестации»; часть родителей, не выступая принципиально против ЕГЭ, предлагает внести ...

Русские народные традиции в воспитании молодежи Волгоградской области
Рассмотрим законодательно-правовую базу волгоградского региона по молодежной политике на базе административно-правового корпуса «Паритет» Кировского района и ознакомимся с работой других молодежных центров, изучив их направления в более узкой направленности. Постановлением Администрации Волгограда ...

Литературный язык как высшая форма существования национального языка
Новый период истории, характеризующийся, в частности, развитием наций, побуждает к созданию повсеместно литературных языков. Литературные языки нормативны, т.е. подчинены в своём функционировании строгим «правилам», закономерностям, именуемым нормами. Литература отбирает из всего запаса языковых ед ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru