Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Страница 4

Кооперированно-групповая работа — это такая форма организации учебного труда учащихся, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания. Благодаря этому учащиеся класса с заданием справляются быстрее, чем при фронтальной работе.

Такая организация работы допустима при повторении или изучении учебного материала, имеющего большой объем, для выведения соответствующих закономерностей, выявления существенных признаков рассматриваемого объекта, когда нужно прочитать много страниц пособий, книг, пронаблюдать большое количество разнообразных явлений. Здесь оправдывает себя такая организация работы, при которой учащиеся, разбившись на группы, совместно прочитывают больше страниц текста, чем при фронтальной форме.

Кооперированно-групповая форма учебной работы отличается от звеньевой тем, что группы учеников работают над разными заданиями. Эта форма учебной работы находит ограниченное применение в учебном процессе. Все учащиеся, изучая учебный материал, должны усваивать единую программу, получать прочные знания.

Данная форма работы рассчитана на то, чтобы разные группы дополняли друг друга. Она может применяться в том случае, когда основной материал лучше усваивается за счет подбора и анализа разнообразных примеров. Эта работа эффективна только тогда, когда различные примеры, которыми оперируют ученики, позволяют усилить осознанность восприятия, углубить понимание материала.

Кооперированно-групповая форма организации учебной работы создает благоприятные условия для применения частично-поисковых или исследовательских методов обучения, содействующих повышению научности обучения. Ученик в процессе учебной деятельности поставлен в активную позицию. Каждый превращается в исследователя. Эффективность познавательной деятельности возрастает благодаря сотрудничеству. Ученики непосредственно контактируют друг с другом. Один затрудняется, другой приходит на помощь. Однако каждый мыслит, действует индивидуально, внося свой вклад в общее дело. При обсуждении результатов работы предоставляется возможность каждому сообщить полученные данные, высказаться.

При организации этой работы учителю необходимо следить за тем, как школьники включаются в активную познавательную деятельность, как срабатывает механизм взаимодействия учащихся, все ли активно включены в деятельность.

При групповой работе каждый ученик, действуя самостоятельно, может консультироваться с товарищами, выяснять непонятные вопросы, разрешать сомнения. За результаты работы каждый отчитывается самостоятельно, учитель вызывает любого ученика. Если он недостаточно полно изложил материал, дополнить его может другой член группы. Эта деятельность носит коллективный характер, так как в достижении единой цели осуществляется совместная деятельность на основе взаимной ответственности сотрудничающих учащихся.

Взаимодействуя в группах, учащиеся вступают в новые отношения с членами других групп. Каждая группа добывает часть знаний, обогащая себя, затем передает их другим, воспринимает от них новую информацию. Правомерно поэтому заключить, что кооперированно-групповая форма обучения представляет собой вид коллективной работы.

В процессе формирования знаний можно прибегать к кооперированно-групповой форме при работе над не особенно трудным и в какой-то степени знакомым материалом, имеющим большой объем.

Кооперированно-групповая работа всегда сочетается с фронтальной: определяется цель, формулируются задачи, дается установка, планируется работа всего класса. Затем каждая группа под руководством учителя выполняет конкретное задание: изучает текст, подбирает примеры, факты для обоснования общих положений. Затем учащиеся снова переключаются на фронтальную работу.

Данная работа вносит элемент разнообразия в учебный процесс, вызывает особое оживление у учащихся, стимулируя их активность, а главное — позволяет шире применять исследовательские методы, обостряя внимание и формируя интерес учащихся к изучаемому материалу. Кроме того, она вносит элемент рационализации, позволяя распределять задания для разных групп. В начале урока учитель дает конкретные задания разным группам учащихся, предлагая им подготовиться к выступлению по конкретным вопросам. Коллективная подготовка позволяет рассмотреть предложенный вопрос с разных сторон. Затем группы по очереди выступают перед классом. Ученики, прослушав сообщение, задают вопросы, дополняют, уточняют, высказывают замечания. Активное обсуждение способствует более глубокому усвоению знаний. Заключение учителя приводит в систему ранее изученный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...

Развитие познавательных психических процессов в ходе обучения в школе
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в ...

Направленность сетевых образовательных программ
сетевая образовательная программа обучение Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, в том числе ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преп ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru