Оптимальное применение кооперированно-групповой формы обучения вносит разнообразие в учебный процесс, оживляет его и способствует эффективной реализации воспитательной функции обучения.
Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая работа. Она предполагает организацию работы групп учащихся с равными учебными возможностями.
А. А. Бударный в основу классификации учеников по группам берет два критерия: 1) уровень развития способностей к учению и 2) работоспособность
В первом критерии он подразумевает степень общего интеллектуального развития, запас знаний, наличие системы в знаниях, богатство словарного запаса, владение рациональными приемами учения. Работоспособность он трактует широко: «Высота работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться» [8, с. 72].
И. Э. Унт выделяет 7 критериев: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение читать с пониманием и нужной скоростью текст, специальные способности, познавательный интерес, отношение к труду [78].
Е. С. Рабунский для классификации учащихся по группам на основе факторного анализа выделяет три критерия: уровень успеваемости учащегося; уровень познавательной самостоятельности; интересы. Второй критерий он толкует весьма расширительно, в познавательную самостоятельность включает способность к учению (обучаемость), организованность в учении [67, с. 58].
Рассмотрим дифференцированно-групповую форму работы в разных звеньях процесса обучения.
При формировании знаний дифференцированно-групповая работа должна сочетаться с фронтальной работой. Работа организуется следующим образом.
Учитель излагает материал всему классу, затем использует дифференцированно-групповую форму организации учебной работы: ученики первой и второй групп работают с другими источниками знаний, а учащиеся третьей и четвёртой групп разбирают материал вторично с учителем, уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя основные идеи рассматриваемого учебного материала, отвечают на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания.
Ученики первой и второй групп, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Работа над дополнительными источниками обогащает их, эффективно способствует формированию новых знаний, умений. Так строится изучение нового материала на сочетании двух форм учебной работы: фронтальной и дифференцированно-групповой.
Организация учебной работы с учетом учебных возможностей способствует интеллектуальному развитию учащихся. При этой работе все испытывают моральное удовлетворение от сделанного. Это создает лучший эмоциональный настрой, вызывая у учеников радость переживания за свои успехи. Перед каждым учащимся раскрывается возможность проявить себя при выполнении сложных заданий. Это превращается в своеобразный стимул в учебной деятельности. Эта форма учебной работы усложняет руководство деятельностью учащихся. Она требует от учителя тщательного изучения индивидуальных особенностей учеников, правильного определения их учебных возможностей.
Надо заметить, что школьники, справляющиеся с оригинальными задачами, при решении большой серии простейших задач чаще допускают ошибки. Это объясняется тем, что решение задач превращается в механическую работу, не стимулирующую развитие мышления. Это и должно настораживать педагога при определении типов учебных задач разным учащимся.
Главная опасность — в занижении реальных учебных возможностей ученика. Это обязывает учителя внимательно анализировать работу каждого школьника, замечать малейшие продвижения в его развитии, обучаемости.
Дифференцированно-групповое обучение предполагает такое планирование учебной деятельности разных типологических групп, при котором задания для учащихся разных групп отличаются не объемом, а типом конструкции. Это обязывает учителя тщательно подбирать учебные задачи и планировать работу учеников в соответствующем темпе.
При проверке выполнения домашнего задания также следует прибегать к дифференцированно-групповым формам учебной работы. Ученики 1-й и 2-й групп выполняют упражнения, решают задачи, примеры того же типа, а 3-й и 4-й групп объясняют ход решения задачи, способы выполнения упражнения.
Дифференцированно-групповая форма содействует повышению уровня продуктивной, деятельности каждого учащегося. При этой форме организации каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Это важно и в воспитательном отношении: нет скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. Ритмично работая, учащиеся развивают учебную работоспособность, формируют трудолюбие. Такая повседневная деятельность вырабатывает у школьников соответствующий стиль работы, приучает ценить время, рационально его использовать.
Подробно о педагогике:
Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке для детей среднего
дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс – это совокупность всех Учебно-методических документов (планы, программы, учебные пособия) представляющих собой проект системного описания Учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике: является дидактическим средством управления под ...
Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение,
функции и гигиена кожи"
Материал этой темы раскрывает огромное значение кожи как покровного органа, осуществляющего роль внешнего барьера в обмене веществ организма с окружающей средой. Рассматривая содержание понятия "кожа" учителю следует касаться свойств кожи как самого крупного органа нашего тела, основные ф ...
Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию
детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники
По мнению А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой, основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессиональног ...