Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Страница 6

Дифференцированно-групповая форма учебной работы имеет и негативные стороны. Только в ходе длительного глубокого изучения можно сделать выводы об учебных возможностях учащихся. Чтобы они не знали об этом, учитель должен проявлять величайший такт.

Распределяя группы для учебной работы, учитель не разъясняет им критериев классификации, а просто подчеркивает, что это делается для предоставления каждому возможности выполнять задание самостоятельно. Неумеренная дифференциация учебной работы может развивать индивидуалистические качества личности. Поэтому педагогу следует переключать учащихся с дифференцированной работы на коллективную. Управляя учебной деятельностью учащихся, преподаватель должен чаще создавать ситуации для выбора заданий. Если задание окажется трудным, дать другое, соответствующее учебным возможностям.

Дифференцированно-групповая форма обучения не является основной формой, а включается в процесс обучения для повышения его эффективности только на отдельных этапах. Продуктивные возможности этой формы в интенсификации учебной деятельности учащихся проявляются в сочетании с другими формами.

Можно применять и другой вид групповой формы обучения, позволяющий при выполнении общего задания основным составом класса некоторых учеников включить в работу над оригинальными заданиями. Для этого учитель может использовать карточки с особыми заданиями.

Возможно, также применять дифференцированно-групповая форму обучения при проверке выполнения домашних заданий. Если учитель знает, что классу давалось несложное задание, он может проверить его выполнение только у самых слабых учеников, дав основному составу класса задание, аналогичное домашнему.

Организация данной формы работы требует высокого мастерства учителя, умения, распределять внимание, использовать разнообразный дидактический материал. Работая на каком-то этапе с отдельными учениками, преподаватель не должен упускать из поля зрения всех. Для этого следует хорошо знать индивидуальные особенности каждого.

В процессе оперативного контроля и корректировки учебной деятельности всех учащихся педагог должен уделять максимум внимания ученикам, имеющим пробелы в знаниях, проявляющим робость и испытывающим неуверенность в своих силах.

При организации работы необходимо регулировать межличностные отношения, опираясь при организации этой работы на учащихся, занимающих лидирующее положение в звеньях класса. Они окажут помощь учителю в организации самостоятельной работы всех.

Дифференцированно-групповая форма обучения конструируется с целью специальной работы учителя как с самыми сильными, так и самыми слабыми учащимися в то время, когда основной состав класса выполняет общее задание.

При этом следует иметь в виду, что неумеренная похвала, подчеркивание успехов одних, как и замечания другим, сделанные в раздражительном тоне, могут нанести вред психике и формированию качеств личности. Учителю необходимо быть строгим и последовательным в требованиях как к тем, так и к другим, проявляя уважительное отношение к слабым.

Педагог всем своим поведением должен выражать заинтересованность в их успехах, проявляя искреннюю заботу о них, замечая малейшие успехи в учебной деятельности. Это может стать важным стимулом в повышении их интеллектуальной активности.

Исследования И.М. Чередова [83,86,87] показали, что групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю, осуществляющему управление учебно-познавательной деятельностью школьников.

Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы учеников, направлять их деятельность, выделяя ключевые положения, акцентируя внимание на самом главном в изучаемом материале, следить за сотрудничеством учеников в разных группах.

Успех групповой работы учащихся во многом зависит от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях.

Всем своим поведением учитель выражает заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселяет в них уверенность в успехе, проявляет уважительное отношение к слабым ученикам.

Итак, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны.

Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...

Система функциональных стилей русского литературного языка
Когда речь идёт о стилях современного русского языка, то имеются в виду, прежде всего, так называемые функциональные стили, т.е. разновидности употребления языка в определённых сферах человеческой деятельности. Каждый из языковых стилей обслуживает одну из сторон жизни общества и располагает типичн ...

Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в и ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru