Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 1

Как было уже отмечено ранее, в методической литературе практически не исследовался вопрос организации группообразования в процессе обучения истории.

Среди немногочисленных работ, отражающих данный аспект, можно выделить работы методистов П.А. Баранова, Ю.А. Латышева, М.Л. Несмеловой.[5, 30,61]

Рассмотрим опыт организации и проведения групповой работы методиста П.А. Баранова. Такая работа может проходить как при изучении нового материала теоретического характера, так и при обобщении изученного. Индивидуальные задания должны учитывать степень подготовленности учеников, в частности, к работе со школьным учебником истории.

Сначала организуются пары постоянного состава. Это должны быть ученики с общими интересами, психологически совместимые. После чтения текста учебника, исторического документа им необходимо выявить и сравнить особенности явлений, характер и значение событий, составить таблицу или сделать опорные записи.

Выполнив задание, ученики докладывают о результатах друг другу, причем один рассказывает, а другой сверяет ответы с учебником. Итоги обсуждаются, уточняются, корректируются и дополняют записи в тетрадях.

Освоив приемы анализа текстов в парах, ученики объединяются в группы по 4—6 человек с одинаковым уровнем подготовки.

В дальнейшем состав групп корректируется по результатам учебной деятельности. Создаются группы по принципу взаимного обогащения. Учитель назначает экспертов и руководителей групп из числа хорошо успевающих учеников. Эксперты закрепляются за группами, чтобы оказывать помощь и оценивать работу.

По мнению Ю.И. Латышева [30], различие между организацией групповой деятельности старшеклассников и учащихся среднего звена заключается в том, что в среднем звене в группу нецелесообразно включать слабого по уровню подготовки, педагогически запущенного, плохо воспринимающего позитивное влияние окружающих ученика.

Из таких учеников целесообразно создать отдельную группу, руководить которой будет сам учитель. Для них он готовит задания практического характера: составление плана по параграфу учебника, заполнение контурной карты, анализ документа. Когда ученик втянется в трудовой ритм урока, по его просьбе и с согласия руководителей групп можно перевести в обычную учебную группу. Вместе с тем руководитель группы имеет право высказать претензии к работе нерадивого ученика и вывести его из учебной группы.

Для организации работы в группе Ю.И. Латышев рекомендует учителю использовать следующую памятку:

1. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

2. Составь план и определи способы выполнения группового задания.

3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их способностями, возможностями, интересами.

4. Помоги товарищам в выполнении работы.

5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к эксперту или учителю.

6. Обеспечь соблюдение правил сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.

7. В результате обсуждения назначь выступающего от группы.

8. Дай оценку деятельности каждого члена группы.

9. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

По мнению М.Л. Несмеловой [61] дифференциация по условиям обучения предполагает использование разных способов или разных учебных материалов в обучении разных групп.

Группы выделяются с учетом личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных умений школьников: ученики умеют вычленять существенные признаки, находить причинно-следственные связи, сравнивать, классифицировать, аргументировано оценивать.

Групповая деятельность может по-разному сочетаться с фронтальной работой учащихся: каждая группа выполняет одно задание, но разными методами; каждая группа выполняет взаимодополняющие задания; в группе ученики выполняют индивидуальные задания с учетом своих познавательных возможностей.

Методистами отмечается, что организация групповая работы учащихся, как правило, начинается с фронтальной работы всего класса, в ходе которой учитель ставит проблемы и даёт задания группам.

Если все группы получают одинаковые задания, то происходит единая групповая работа. Если же групповая работа дифференцирована, то разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Именно дифференцированная групповая работа вносит новые элементы в фронтальную работу.

Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы, и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнаёт о роли каждой группы, таким образом, устанавливаются твёрдые взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом.

Совсем иной характер приобретает фронтальная работа, следующая за групповой. Группы отчитываются перед всем классом о своей работе. Содержание их отчётов для остальных учащихся представляет собой новую информацию. Значит, от качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо другие группы и каждый отдельный ученик усвоят материал».

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Проблемы обучения и воспитания одаренных детей
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, разв ...

Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отк ...

Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru