Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 3

6) внимательно проверить задание или выслушать ответ товарища и оценить его правильность, полноту и обоснованность;

7) объективно оценить выполнение задания каждым членом и группой в целом;

8) при необходимости прервать работу группы, самому объяснить то, что вызвало затруднение, и снова перейти к самостоятельной работе в группе.[9]

Легко видеть, как непросты перечисленные здесь обязанности ассистента. От него требуются высокие моральные качества, чтобы не сбиться на «легкий» путь завышения оценок за ответы членам группы или потворства списыванию своих решений вместо того, чтобы сообща разобраться в них.

Необходимые умения и личные качества ассистентов формируются постепенно в процессе работы и учителю придется продуманно и кропотливо заниматься этим.

С этой целью для них организуются консультации и инструктажи о том, как работать в группе, причем проводятся они часто непосредственно в ходе уроков (как часть задания группам) или после уроков.

Работу старших групп необходимо поощрять, подчеркивать ее важность и таким путем поднимать их авторитет в классе. В то же время, для предупреждения перегрузки полезно ученика назначать старшим в группе не очень часто.

В отдельных случаях не обязательно придерживаться деления класса на постоянные группы. Если в классе немного учеников, требующих к себе постоянного внимания и помощи, то достаточно иметь нескольких ассистентов, которые в каждом конкретном случае по указанию учителя будут на какое-то время подсаживаться к ученикам, нуждающимся в них. Но при необходимости, например, в связи с заданием самостоятельно изучить укрупненный блок знаний пли провести взаимоконтроль по ранее пройденным темам, класс быстро разделится на группы, а ассистенты возглавят их.

При организации работы учащихся в группах следует учитывать, что целесообразно создавать группы из учащихся разного уровня подготовленности и способностей (сильные, средние и слабые).

Однородная группа из одних сильных учащихся не способна успешно работать вместе при изучении нового материала и при решении поставленных задач, так как каждый ее член стремится и реально способен работать самостоятельно. Но на этапе контроля усвоения и проверки знании такие группы действуют успешно. Группа же из одних слабых учеников нежизнеспособна по той причине, что учителю в ней не на кого опереться.

В группе смешанного типа при ее правильном подборе устанавливаются отношения товарищеской взаимопомощи и активной работы каждого члена, при которой даже самые слабые стремятся проявить самостоятельность.

Как непременное условие успешного функционирования группы следует отметить то, что каждый школьник должен быть научен умениям работы в группе и самостоятельно.

Умения этого рода создаются у учащихся постепенно усилиями учителя. Когда говорят об умениях школьников работать в группе, то имеют в виду те рабочие отношения, которые должны соблюдаться между ее членами. Одни должны уметь оказывать помощь и требовать выполнения заданий, а другие — принимать эту помощь, подчиняться требованиям товарища и отчитываться ему. Поэтому при создании групп обязательно учитывается, кто с кем хотел бы быть в одной группе.

Также для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Исследования показывают, что скорость чтения варьируется в довольно больших пределах, вследствие чего этот показатель нельзя игнорировать при составлении групп.

При составлении групп учитель должен выявить примерную скорость чтения учеников, для чего можно организовать простой эксперимент. Ученикам дается текст средней трудности (лучше из учебника). Учитель предлагает всем одновременно закончить чтение еще до того, как самый быстрый ученик успеет прочитать все до конца. На отдельных листочках учащиеся пишут свое имя и последние прочитанные слова. Затем учебники убираются со стола, и ученики отвечают на вопросы по прочитанному. Естественно, они отвечают на вопросы только по той части текста, которую успели прочитать. Ответы покажут, насколько сосредоточенно и и вдумчиво читался текст. [50, c 33]

Следует учитывать. Что полученные при такой проверке показатели ниже скорости чтения ученика в группе. Во время групповой работы ученики читают намного быстрее: очевидно, стимулирует сознание того, что нужно не отстать от товарищей.

Скорость чтения и общий темп работы при выполнении заданий – не идентичные явления. Поэтому данные о скорости чтения следует дополнять наблюдениями за ходом работы групп и при необходимости сделать перестановки в их составе.

Наряду с темпом работы при составлении групп важно учитывать и уровень успеваемости. Опыт показывает, что нецелесообразно упражняться совместно по истории, математики, химии, языкам, если уровень предшествующих знаний учеников заметно различается. Лучше, если по этим предметам в одну группу будут входить учащиеся с более или менее одинаковой успеваемостью.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru