изменение оплаты труда работников образования, работающих в системе профильного обучения;
разработка рекомендаций по организации предпрофильного обучения в 9-х классах и апробацию моделей профильного обучения в 10-11-х классах;
поддержка образовательных учреждений, реализующих профильное обучение через ИУП.
В таблицах 1, 1А представлены выводы по результатам анализа современных образовательных инноваций: Болонского процесса, развивающего обучения, Единого государственного экзамена, профильного обучения
Таблица 1
Выводы по результатам анализа инноваций в образовании
Социальная актуальность |
Инновация |
Идея |
Европе необходимо повышать конкурентность на мировой арене. |
Болонский процесс |
Повышение конкурентности всей Европы за счет создания единого образовательного пространства и повышения мобильности высококвалифицированных кадров. |
Изменения во всех сферах жизни общества, демократизация требует от человека самостоятельности и ответственности, творческого отношения к деятельности. |
Развивающее обучение |
Воспитание человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные способы их решения за счет развития теоретического мышления у младших школьников. |
Демократизация общества требует равного доступа к образованию всех социальных слоев населения. |
Единый государственный экзамен |
Обеспечение равного доступа к образованию для разных социальных слоев населения за счет создания единого образовательного пространства страны и единой системы оценивания результатов. |
Изменения во всех сферах жизни общества, демократизация, возникновение новых технологий и профессий требует от человека самостоятельности, ответственности, мобильности. |
Профильное обучение |
Повышение мобильности школьников, воспитание у них способности выбирать и нести ответственность за свой выбор за счет индивидуализации обучения, изменения отношений «учитель-ученик», опыта выбора профильных курсов. |
При реализации масштабных социально-образовательных инноваций основными целями являются решение социально-значимых проблем через изменения в системе образования. Изменения могут лежать внутри педагогической сферы: содержание образования, организация учебного процесса, тип отношений «учитель-ученик», система оценивания, но иметь более широкие социальные значения, социально-культурный, социально-образовательный характер.
Таблица 1А
Выводы по результатам анализа инноваций в образовании
Механизмы реализации инновации |
Болонский процесс |
Развивающее обучение |
Единый государственный экзамен |
Профильное обучение |
новое содержание образования |
гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. |
система научных понятий |
с 2006 года в разработке содержания ЕГЭ стало уделяться больше внимания оценке предметной компетентности |
- возможность выстраивания своей образовательной и профессиональной перспективы, профессиональные пробы - межпредметные курсы - надпредметные курсы |
новый организационно-технологический формат обучения |
единая двухуровневая система обучения: бакалавр-магистр |
- коллективно-распределенная учебная деятельность - метод учебной задачи |
анонимность сдачи экзамена |
- профильные классы -профильные группы - индивидуальные учебные планы - сетевая организация обучения в нескольких школах |
новые стандарты оценивания образовательных результатов и эффектов |
внедрение единой система зачетных баллов по типу ECTS - система легко понимаемых и сопоставимых научных степеней |
безотметочное оценивание в начальной школе |
- 100-балльная шкала - внешняя оценка |
- многобалльная шкала - кредитно-модульная система - «портфолио» |
новый тип учебных отношений «учитель-ученик» |
возможность учащемуся выстраивать собственную образовательную траекторию - студент сам анализирует, планирует, реализует, капитализирует результат обучения |
ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как субъект учения |
отказ от жесткого управления учебно-воспитательным процессом, взаимодействие, при котором ученик выступает не как объект, а как субъект управления. - тьюторское сопровождение |
Подробно о педагогике:
Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных
условиях
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания – это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юн ...
Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать
проблемы во взаимоотношениях людей
В предыдущих параграфах мы выявили сущность умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Определили особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей, что поможет нам в разработке критериально-оценочного аппарата исследования. Таблица 1. Критерии, п ...