Исследование особенностей профильного обучения в образовательных учреждениях города Красноярска

Актуально о образовании » Исследование особенностей профильного обучения в образовательных учреждениях города Красноярска

В России, как и в зарубежных странах за последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере общего среднего образования. При этом в системе образования возникает множество проблем, среди них усиление дифференциации в доступности образования, а также в уровне и качестве получаемого образования [1]. «Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему» [2].

Общеобразовательная школа является базовым звеном модернизации образования. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [3]. Таким образом, одной из приоритетных задач в сфере образования является отработка системы профильного обучения. Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации Концепции модернизации, в целом сохраняется множество проблем, в том числе низкая осведомленность работников сферы образования относительно целей и задач модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях.

В г. Красноярске в течение трех лет реализуются краевой и городской проекты по внедрению профильного обучения, кроме того, школы самостоятельно переходят на профильное обучение. Управление образования заинтересовано в исследовании результатов реализации проектов и переходу к масштабному внедрению профильного обучения во всех городских школах и межшкольных учебных комбинатах.

В то же время нужно отметить возможные риски реализации масштабных образовательных инноваций, которые включают в себя разрыв между «инновационными декларациями» и реально складывающейся «инновационной образовательной практикой». Такой разрыв может быть обусловлен не вполне достаточным пониманием смысла, целей и содержания инновации агентами инновационного процесса. Например, когда педагоги говорят про «гуманизацию образования» и при этом могут использовать физические методы наказания учеников.

Проблемой в реализации масштабных образовательных инноваций, несущих в себе новые ценностные ориентиры и новую «антропологическую модель», является «недостаточная компетентность» агентов образовательной инновации. Идея профильного обучения содержит в себе большой инновационный потенциал, при реализации которого возможно решение ряда проблем современного образования. Однако, на практике реализация проекта довольно часто сводится к формальному принятию организационных форм, а не созданию инновационного обучения, т.к. оно не обеспечено пониманием педагогов сути инновации.

На сегодняшний день актуальным является проведение исследований, в которых бы изучались результаты и эффекты профильного обучения, для чего необходимо проводить исследования методом опроса учащихся, абитуриентов и их родителей и педагогов. В ряде работ обсуждаются возможные задачи, методы таких исследований [4, 5, 6]. Управлением образования г. Красноярска планируется организовать мониторинг состояния внедрения профильного обучения, исследуя учащихся, родителей, педагогов.

Цель исследования: Провести анализ представлений учителей и директоров о целях и сущности профильного обучения и ситуации реализации данного проекта в образовательных учреждениях города Красноярска.

Объект исследования: практика профильного обучения в образовательных учреждениях города Красноярска.

Предмет исследования: представления учителей и директоров о профильном обучении и ситуация внедрения профильного обучения в образовательных учреждениях.

Гипотеза: в настоящее время существует разрыв между инновационными возможностями профильного обучения и форматом его реализации. Это может быть связано, во-первых, с недостаточным пониманием направленности и содержания инновации «группами реализации» – директорами школ, завучами и педагогами профильного обучения. Во-вторых, это может быть обусловлено объективными причинами: организационные, финансовые, кадровые проблемы.

Задачи:

провести анализ литературы, выделить основные понятия инновации, инновационной деятельности;

разработать схему и провести анализ современных масштабных социально-образовательных инноваций России;

разработать методику исследования ситуации внедрения профильного обучения;

провести исследование ситуации внедрения профильного обучения в системе образования г. Красноярска.

Новизна результатов: предложена схема и проведен анализ современных социально-образовательных инноваций. Разработана методика и проведено исследование ситуации внедрения профильного обучения, направленное на выявление противоречий и проблем в реализации данного инновационного проекта.

Теоретическая значимость работы определяется следующими результатами: в работе предложена схема анализа современных социально-образовательных инноваций; проведен систематический анализ наиболее масштабных социально-образовательных инноваций, определены их специфические особенности.

Практическая значимость работы определяется следующими результатами: разработана методика исследования, позволяющая выявлять противоречия и проблемы в реализации инновационного образовательного проекта – профильное обучение; проведено пилотное исследование особенностей профильного обучения в г. Красноярске; по результатам исследования сформулированы выводы, позволяющие повысить качество реализации профильного обучения в образовательных учреждениях г. Красноярска.

Подробно о педагогике:

Выявление эффективности учебного процесса в профессиональном училище с помощью традиционных средств контроля
Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении. Задачи: провести анкетирование педагогов; изучить учебно-методическую документацию профессионального училища; выбрать группы для проведения эксперимента; провести контрольный срез; провест ...

Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 201 ...

Сущность понятия «познавательный интерес»
Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, восп ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru