Современные инновации в сфере высшего профессионального образования

Страница 1

В сфере высшего образования Европы и, возможно, России на сегодняшний день разворачивается одна широкая инновационная волна – Болонский процесс. Болонский процесс предполагает одно из типичных изменений (Й. Шумпетер [11]) – изменение в организации образования (производства). Данный процесс соответствует мировым тенденциям глобализации и информатизации. Идея единого образовательного пространства Европы на сегодняшний день уже находится на стадии перехода к массовому производству (рис.1).

«Болонским процессом» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Начало было положено подписанием Болонской декларации в 1999 г. в Болонье (Италия), в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Предвестниками Болонской декларации считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году [16].

I. Актуальность Болонского процесса

Болонский процесс направлен на повышение мобильности высококвалифицированных кадров. Подготовка специалистов по единым стандартам и их мобильность обеспечит рабочие места необходимыми кадрами, что приведет к быстрому развитию государств и увеличит конкурентность всей Европы в целом. Кроме того, Болонский процесс призван обеспечить развитие слабых национальных образовательных систем, выравнивание их с общим европейским уровнем. Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность образовательных систем препятствуют единению Европы. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), отсюда возникает необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования. На сегодняшний день лидирующие позиции в сфере высшего образования занимает США, только объединенная Европа с едиными образовательными стандартами может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области [17].

Россия гораздо меньше интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза. Существует мнение, что Россия должна развиваться по индивидуальному пути, отличному от западного. На наш взгляд, страна не может существовать изолированно от мировой культуры, в том числе и в сфере образования. Во-первых, российская образовательная система, основы которой заложены Петром Великим, имеет европейские корни; логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной. Во-вторых, на Евросоюз приходится более 50% внешнеэкономических связей; эти связи реализуются, прежде всего, людьми с высшим образованием: если их образование сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче. В-третьих, даже самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией – взаимодействие неизбежно, что предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются правила [16].

II. Результаты и эффекты, предполагаемые Болонским процессом

установление более тесных связей во всей развивающейся Европе, формирование и укрепление ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала;

увеличение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

повышение мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепление связей и сотрудничества между вузами Европы.

III. Механизмы реализации Болонского процесса

В Болонской декларации прописаны механизмы ее реализации [18]:

Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых научных степеней.

Принятие двухуровневой системы обучения.

Принятие новой общей системы оценивания – внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов.

Изменение содержания образования

Изменение типа учебных отношений «педагог-студент»

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Виды и характеристика нарушений функций опорно-двигательного аппарата
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отечественные исследователи Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук отмечают следующие виды ...

Структура построения педагогического эксперимента, его виды
В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное и ...

Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru