IV. Наблюдаемые результаты и эффекты Болонского процесса
С принятием Болонской декларации ускорился процесс интеграции европейских стран в единое образовательное пространство. Болонский процесс является индикатором трех основных глобальных тенденций, которые могут оказывать влияние на Россию [21]. Во-первых, можно говорить о более широком процессе, формирующем мировой интеллектуальный климат, – международной академической мобильности. Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но перемещение людей также являются важной составляющей обмена информацией. Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто не может игнорировать Интернет. Во-вторых, Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний. Что касается конкурентоспособности и устойчивости в целом, экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний и инноваций, а также инвестиций в сферу образования. По этим позициям российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и восприятию широких возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний. В-третьих, появление Болонского процесса тесно связано с изменениями сложившихся моделей власти и влияния в современном мире. Традиционные категории государственной власти – территория, природные ресурсы, вооруженные силы, называемые «твердой властью», – уступают свои позиции «мягкой власти» – конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала. Включение России в Болонский процесс свидетельствует о тенденции перехода страны к инструментам «мягкой власти».
V. Инновационный характер Болонского процесса
Изменения, на которые направлен Болонский процесс, попадают в мировые тенденции развития образования: обновление технологий, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, демократизация жизни, возрастание значимости человеческого капитала.
В Болонском процессе инновационной является идея создания единого образовательного пространства Европы. Само по себе установление более тесных связей, развитие системы образования не является новой идеей, но можно рассматривать новизну в использовании этих средств для достижения высокой конкурентоспособности всей Европы. Инновационной можно назвать идею повышения мобильности студентов не только внутри страны, но и полностью на территории всей Европы, идею мобильности как средства повышения конкурентности Европы. Механизмы реализации не являются новшеством для всех стран, однако они новы для объединенного пространства Европы и для некоторых стран, в том числе для России.
Подробно о педагогике:
Анализ официальных документов по внедрению профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «систем ...
Структурная модель учебно-научно-инновационного социально ориентированного
университетского комплекса
ЮРГУЭС является многоуровневым учебно-научно-инновационным комплексом – единственным вузом сервисного профиля, легкой и текстильной промышленности на юге России (рис. 1). учебный инновационный социальный образование Рис. 1. Структурная модель учебно-научно-инновационного университетского комплекса ...
Специфика средств художественной выразительности в работах художниках
иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять с ...