Современные инновации в сфере высшего профессионального образования

Страница 2

Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых научных степеней

В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах квалификации, полученные выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Так, в странах, где выпускник университета или колледжа получает по завершении соответствующего курса обучения квалификацию «бакалавр», а затем квалификацию «магистр», обычно «не понимают», чему соответствует квалификация «дипломированный специалист»: является она аналогом бакалавра – или же аналогом магистра? Например, в Швеции российский диплом специалиста приравнивают к магистерскому, в то время как в большинстве других скандинавских стран его признают эквивалентом диплома бакалавра. В Болонском процессе предусмотрена открытость как внутри страны, так и в разных странах образовательных программ ВУЗов, которые стоят за соответствующими записями в дипломе [19].

Принятие двухуровневой системы обучения: бакалавр-магистр

В настоящее время знания устаревают очень быстро, поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (от 3 до 4 лет). Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Следует подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, согласно существующей нормативно-правовой базе [19].

Принятие новой общей системы оценивания – внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов

Зачетные единицы – это своего рода «общая валюта» в сфере высшего образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. В Европе наиболее распространена система ECTS (European Credit Transfer System, Европейская система перезачета кредитов) [19]. Одна зачетная единица составляет 36 академических часов, где академический час равен 45 минутам занятий. Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе; иначе говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту перезачесть – без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д.

Изменение содержания образования

Болонским процессом предусматривается два направления изменения содержания образования: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. Под гуманизацией образования понимается процесс создания в учебном заведении гуманитарной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала личности обучаемого, формированию общественно значимых ценностей и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности. «Гуманитаризация образования предполагает расширение номенклатуры гуманитарного цикла, взаимопроникновение гуманитарных и естественно-научных дисциплин; раскрытие зависимости социально-экономического и научно-технического прогресса от его нравственного измерения; обеспечение личностно-ориентированного обучения» [20].

Изменение типа учебных отношений «педагог-студент»

Исходя из положений Болонского соглашения, кардинально меняется тип отношений педагога и учащегося. До изменений в сфере образования студент, поступивший на какую-либо специальность, должен был изучать определенные предметы, существовала обязательная (не вариативная) программа обучения. Болонский процесс позволяет учащемуся выстраивать собственную образовательную траекторию. Подразумевается, что студенту, а не преподавателю, важен результат обучения, он сам анализирует, планирует, реализует, капитализирует результат. В программы обучения должна быть заложена вариативность, чтобы учащийся мог выбрать, где и что учить оптимальным для себя образом, и принимать ответственность за свой выбор.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Познавательный интерес как основной мотив обучения младших школьников
Проблема формирования познавательного интереса-одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно н ...

Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14] Конечно же, определенный кругозор, запас ко ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru