Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976).
Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия (Е.П. Ильин, 1986).
Таким образом, ловкость выступает в роли интегрального проявления координационных способностей (Ю.Ф. Курамшин). Различие координационных способностей и ловкость заключается в том, что ловкость проявляется в неожиданных ситуациях, например, в играх, скоростном спуске на лыжах, в соревнованиях с массовым стартом (при условии, что количество участников больше необходимой ширины трассы). Двигательная находчивость - специфический и существенный признак ловкости, то, что отличает ее от координации движений. Н.А. Берштейн пишет, что ходьба по полу не требует ловкости, а ходьба по канату нуждается в ней, потому что двигательно выйти из такого положения, которое создается канатом, непосредственно сложнее, чем из того, которое имеется на ровном полу. В ситуациях, связанных с проявлением ловкости, всегда присутствует элемент неожиданности.
Ловкость зависит (Г.П. Виноградов):
от запаса двигательных умений
от взаимодействия различных физических качеств
от способности к расслаблению
от тонуса мышц
от деятельности ЦНС (внутримышечная координация зависит от работы мотонейронов, возбуждения и расслабления двигательных единиц)
от деятельности анализаторов
от способности правильно воспринимать движения и возникающие ситуации
от быстроты адаптации к изменяющимся условиям
от специализированных восприятий (чувство ритма, времени и т.д.)
Виды ловкости
Вариант Л.П. Матвеева:
координация
поздно-статическое и динамическое равновесие
специфические "чувства".
Вариант В.И. Ляха:
правильность движений (адекватность и точность)
быстрота движений (своевременность)
рациональность (целесообразность и экономичность)
находчивость (стабильность и экономичность)
Вариант В.Н. Платонова:
способность к овладению новыми движениями
умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений
способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности
Подробно о педагогике:
Формирование лексических навыков речи
Что, значит, знать слово? На этот вопрос можно ответить кратко - это значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без кот ...
Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного ...
История социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их наз ...