Ловкость как часть координационных способностей

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976).

Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия (Е.П. Ильин, 1986).

Таким образом, ловкость выступает в роли интегрального проявления координационных способностей (Ю.Ф. Курамшин). Различие координационных способностей и ловкость заключается в том, что ловкость проявляется в неожиданных ситуациях, например, в играх, скоростном спуске на лыжах, в соревнованиях с массовым стартом (при условии, что количество участников больше необходимой ширины трассы). Двигательная находчивость - специфический и существенный признак ловкости, то, что отличает ее от координации движений. Н.А. Берштейн пишет, что ходьба по полу не требует ловкости, а ходьба по канату нуждается в ней, потому что двигательно выйти из такого положения, которое создается канатом, непосредственно сложнее, чем из того, которое имеется на ровном полу. В ситуациях, связанных с проявлением ловкости, всегда присутствует элемент неожиданности.

Ловкость зависит (Г.П. Виноградов):

от запаса двигательных умений

от взаимодействия различных физических качеств

от способности к расслаблению

от тонуса мышц

от деятельности ЦНС (внутримышечная координация зависит от работы мотонейронов, возбуждения и расслабления двигательных единиц)

от деятельности анализаторов

от способности правильно воспринимать движения и возникающие ситуации

от быстроты адаптации к изменяющимся условиям

от специализированных восприятий (чувство ритма, времени и т.д.)

Виды ловкости

Вариант Л.П. Матвеева:

координация

поздно-статическое и динамическое равновесие

специфические "чувства".

Вариант В.И. Ляха:

правильность движений (адекватность и точность)

быстрота движений (своевременность)

рациональность (целесообразность и экономичность)

находчивость (стабильность и экономичность)

Вариант В.Н. Платонова:

способность к овладению новыми движениями

умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений

способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности

Подробно о педагогике:

Формирование лексических навыков речи
Что, значит, знать слово? На этот вопрос можно ответить кратко - это значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без кот ...

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных уч­реждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе про­блемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и на­глядность имеют общую цель - выде­ление главного, существенного ...

История социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их наз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru