- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу…со сказками.
- А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
- "Что за прелесть эти сказки!" - так называется наша встреча.
- Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?
- Какое время года очень любил поэт?
- Что называл поэт приютом спокойствия и вдохновенья?
- Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения.
- Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?
· П.И.Чайковский "Осенняя песнь" - слушание.
- Назовите это произведение. Кто его композитор?
- Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему? (Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно)
- Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина созвучны произведению Чайковского?
- Прочитаем эти строки выразительно. (Музыка "Осенняя песнь")
- Стихотворение А.С.Пушкина можно назвать лирическим? Почему?
Итак: Как вы поняли, что значит лирика в поэзии и музыке? (Слайд)
- Как звучат лирические произведения?
- Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна.
- Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское.
- Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки "В некотором царстве, в некотором государстве…"
- Пушкин писал брату: "Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма".
- Сказки А.С.Пушкина знают все. Откроем страничку книги "Сказки Пушкина"
- Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить?
- Правильно, так начинается сказка "Руслан и Людмила"
- Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка "Руслан и Людмила". Прислушайтесь к музыке и вспомните композитора. - М.И.Глинка
- А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский – Корсаков.
- Сам композитор о себе сказал: "Мой род – это сказка, былина… и непременно русские". О чем это говорит? Почему, как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин).
- А на сюжет одной сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу. Прислушаемся, о какой сказке идет речь? (Звук из файла).
- Итак, это "Сказка о царе Салтане" приглашает нас в гости.
- В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, "видишь" что происходит. Римский – Корсаков как бы "нарисовал" сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
- Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.
- Перед вами 2 варианта текста из "Сказки о царе Салтане". Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает это музыкальный фрагмент.
Подробно о педагогике:
Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации
группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состоит из констатирующего и формирующего этапов. Опытно–экспериментальная деятельность проходила на базе средней общеобразовательной школы № 24 города Тула. Целью констатирующего этапа эксперимента б ...
Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе
обучения истории
Как было уже отмечено ранее, в методической литературе практически не исследовался вопрос организации группообразования в процессе обучения истории. Среди немногочисленных работ, отражающих данный аспект, можно выделить работы методистов П.А. Баранова, Ю.А. Латышева, М.Л. Несмеловой.[5, 30,61] Расс ...
Ролевая игра как метод обучения
игра сказка армянский русский В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «прочитайте по роля ...